|
также на другого, того кто появляется перед ним как другой человек, в котором
он чтит то, кем он сам имеет предрасположенность стать, и все же кто является
отдельным существом от него самого и имеет то же самое отношение к нему, как
Бог к человеку. Таким образом должны мы мыслить об отношении Кришны к своему
ученику Арджуне, и затем мы получим основной тон того, что звучит к нам от
Гиты; такой основной тон, который звучит так, как если он принадлежит каждой
Душе и может отзвучиваться в каждой Душе, который является всецело человеческим,
так интимно человеческим, что каждая Душа, которая чувствует это, была бы
пристыженной если бы она не ощущала в себе стремление прислушаться к великим
учениям Кришны. С другой стороны, все это кажется таким спокойным, таким
бесстрастным, таким возвышенным и мудрым, потому что говорит Высшее; потому что
то, что есть Божественное в каждой человеческой природе и потому, что все же
однажды появляется в эволюции человечества, воплощенное, как Божественное
человеческое существо. Как возвышенны эти учения! Они действительно так
возвышенны, что Гита справедливо носит название "Возвышенной Песни" или
"Бхагавад Гита". В ней мы найдем прежде всего учения, о которых мы говорили во
вчерашней лекции, возвышенные слова, возникающие из возвышенной ситуации;
учение, что все, что изменяется в Мире, хотя это может изменяться таким образом,
что возникновение и исчезновение, рождение и смерть, победа или поражение,
возникают как внешние события, в которых во всех них выражается нечто
непреходящее, вечное, постоянно существующее; так что тот, кто должным образом
желает размышлять о Мире, должен возвысить себя от преходящего к такому
постоянству. Мы уже встречались с этим в Санкхья, в разумных размышлениях как о
непреходящем во всем преходящем, о том, как обе побежденная и победившая Души
равны перед Богом, когда дверь смерти закрывается за ними.
Затем Кришна дальше говорит своему ученику Арджуне, что Душа также может быть
уведена от размышления о каждодневных вещах другим путем, то есть через Йогу.
Если Душа способна на благоговейное почитание, приверженность, то это является
другой стороной ее развития. Одной стороной является прохождение от одного
феномена к другому и всегда направляя идеи, или освященные ясновидением или нет,
к этим феноменам. Другая сторона есть та, в которой человек отвращает все
внимание от внешнего Мира, закрывает все двери тому, что он может вспомнить,
переживая в своей обычной жизни и входит в свое самое внутреннее существо.
Посредством подходящих упражнений, он затем вытягивает то, что обитает в его
собственной Душе; он направляет свою Душу к тому, что он может смутно
чувствовать как Высшее, и силой благоговейного почитания пытается возвысить
себя. Там, где это происходит, он поднимает себя выше и выше посредством Йоги,
окончательно достигая высших стадий, которые могут быть достигнуты сначала
использованием телесных инструментов; он достигает таких высших стадий, в
которых мы живем, когда освобождены от телесных инструментов, когда, так
сказать, мы живем вне тела, в высших принципах человеческой организации. Он
таким образом поднимает себя в совершенно другую форму жизни. Феномены жизни и
их деятельности становятся Духовными; он приближается все ближе и ближе к
своему собственному Божественному существованию и увеличивает свое существо до
Космического существа, увеличивает человеческое существо до Бога настолько,
насколько он теряет индивидуальные ограничения своего собственного существа и
погружается во Все через Йогу.
Методы, которыми ученик великого Кришны может поднять себя одним из этих путей
к Духовным высотам даются затем. Прежде всего различие делается между тем, что
люди должны делать в обычном Мире. Это действительно грандиозная ситуация, в
которой Гита помещает это перед нами. Арджуна должен сражаться против своих
кровных родственников. Это есть его внешняя судьба, его собственное деяние, его
Карма, которая включает деяния, которые он должен прежде всего завершить в
такой особенной ситуации. В этих деяниях он живет сначала как внешний человек;
но великий Кришна учит его, что человек только тогда становится мудрым, только
тогда объединяет себя с Божественным вечным, если он совершает свои дела потому,
что они сами во внешнем течении природы и эволюции доказывают свою
необходимость; и все же мудрый человек должен освободить себя от них. Он
совершает деяния; однако в нем существует нечто, что в то же самое время
является смотрящим на эти деяния, что не имеет своего участия в них, что
говорит: Я выполняю работу, но я также равно могу сказать: Я позволяю ей
совершаться. Мудрым становятся рассматриванием того, что совершается, как если
бы это было сделано другим; и не позволяя себе быть обеспокоенным желанием,
которое вызывает деяние или страданием, которое оно может произвести. "Это все
равно", говорит великий Кришна своему ученику Арджуне, "находишься ли ты в
рядах сыновей Панду или там среди сыновей Куру; что бы ты ни делал, ты должен,
как мудрый человек освободить себя от Панду-изма и Куру-изма. Если это не
воздействует на тебя, должен ли ты действовать с Панду как один из них, или
действовать с Куру как если бы ты был сыном Куру; если ты можешь поднять себя
над всем этим и не быть подверженным воздействию твоих собственных дел, как
пламя, которое горит спокойно в месте, защищенном от ветра, непобеспокоенное
ничем внешним; если твоя Душа, так мало обеспокоенная своими собственными
деяниями, живет спокойно наряду с ними, тогда она становится мудрой; тогда она
освобождает себя от своих деяний и не вопрошает какой успех сопутствует им".
Ибо результат наших деяний касается только узких ограничений нашей Души; однако
если мы совершаем их вследствие человечности или течение дел Мира требует их от
нас, тогда мы совершаем эти деяния независимо от того ведут ли они к ужасным
или к прекрасным результатам для нас. Такое поднятие себя над собственными
|
|