|
Если сегодня желали бы действительно скомбинировать науку с оккультными
принципами, то было бы обязательным поддержать теорию цвета Гете. Ибо в ней мы
снова обнаружим, в самом центре нашей научной культуры, принцип, который
однажды давно царил как Духовный принцип философии Санкхья. Вы можете понять,
дорогие друзья, почему много лет тому назад я поставил себе задачу довести
Гетевскую цветовую теорию снова до внимания как физическую науку,
основывающуюся, однако, на оккультных принципах; ибо можно релевантно сказать,
что Гете так разделяет цветовые феномены, что он представляет их соответственно
трем состояниям Саттва, Раджас, Тамас. Так постепенно возникает в новой
Духовной истории, открытое современными методами то, что человечество достигало
однажды давно полностью другими средствами. Философия Санкхья является
до-Буддистской, как легенда Будды представляет очень ясно перед нашими глазами;
ибо она излагает, и справедливо, Индийскую доктрину того, что Капила был
основателем философии Санкхья. Будда был рожден в месте обитания Капилы, в
Капила Васту (Kapila Vastu), посредством чего указывается, что Будда выростал
под учением Санкхья. Даже самим своим рождением он был помещен туда, где
однажды действовал тот, кто впервые собрал вместе такую великую философию
Санкхья. Мы должны представлять себе эту доктрину Санкхья в ее отношении к
другим Духовным течениям, о которых мы говорили, не так, как многие
ориенталисты сегодняшнего дня представляют ее, но так, как это делает иезуит,
Иосиф Далманн (Joseph Dahlmann); так, что в различных частях древней Индии жили
люди, которые были дифференцированы, разделены, ибо во время, когда эти три
Духовные течения развивались, самое первое изначальное состояние человеческой
эволюции более не было здесь. Например, в северо-восточной части Индии
человеческая природа была такой, что она склонялась к концепциям, данных в
философии Санкхья; далее к западу, человеческая природа была такого сорта, что
она склонялась чтобы постигнуть Мир, соответственно доктрине Вед. Различные
Духовные "ньюансы" приходили, следовательно, от различно одаренной природы в
различных частях Индии; и только потому, что Ведантисты позднее разрабатывали
далее и сделали много вещей известными, мы находим в Ведах в настоящее время
многое из философии Санкхья, связанное с ними. Йога, третье Духовное течение,
возникло как мы часто указывали потому, что древнее ясновидение постепенно
исчезало и должно было искать новые пути к Духовным мирам. Йога различается от
Санкхья в том, что последняя есть истинная наука, наука внешних форм, которая
действительно только постигает эти формы и различные отношения человеческой
Души к этим формам. Йога показывает нам, как Души могут развиваться так, чтобы
достичь Духовных миров.
Если мы спросим себя, что Индийская Душа должна была делать, которая в
сравнительно более позднее время желала развиваться, но не одно-сторонним
путем; которая не желала прогрессировать только рассмотренияем внешней формы,
но хотела возвысить саму Душу-природу, так, чтобы развить снова то, что было
первоначально дано как милостливое освящение в Ведах - на это мы найдем ответ в
том, что Кришна дал своему ученику Арджуне в возвышенной Гите. Такая Душа
должна была бы пройти через развитие, которое могло бы быть выражено в
следующих словах: "Да, это истино, ты видишь Мир в его внешних формах, и если
ты проникнут знанием Санкхья, ты увидишь, как эти формы развились из
изначального потока, но ты также можешь видеть, как одна форма изменяется в
другую. Твое видение может последовать за возникновением и исчезновением форм,
твои глаза видят их рождение и их смерть. Но если ты рассмотришь тщательно как
одна форма замещает другую, как форма за формой возникает и исчезает, ты
приводишься к тому, чтобы рассмотреть то, что выражается во всех формах;
тщательное исследование приведет тебя к Духовному принципу, который выражает
себя во всех этих формах; иногда, более соответвующий состоянию Саттва, в
другие времена более формам других Гун, но который снова освобождает себя от
этих форм. Тщательное рассмотрение, такое как это, направит тебя к нечто
перманентному, что в сравнении с формой, есть вечно. Материальный принцип
является действительно перманентным, он остается; однако формы, которые ты
видишь, возникают и исчезают снова, проходят через рождение и смерть; однако
элемент Души и Духовная природа остается. Направь твой взор к этому! Но для
того, чтобы ты сам переживал такой Душевно-Духовный элемент в тебе и вокруг
тебя и чувствовал его одним с тобой, ты должен развить дремлющие силы в твоей
Душе, ты должен предать себя Йоге, которая начинается с благоговейного взора
вверх на Душевно-Духовный элемент бытия и которая использованием некоторых
упражнений ведет к развитию дремлющих сил, так что ученик восходит от одной
стадии к другой посредством Йоги". Благоговейное поклонение Душевно-Духовному
есть другой путь, который ведет саму Душу вперед; он ведет к тому, что живет
как единство за изменяющимися формами в Духовном элементе, который Веда однажды
давно возвестила через милость и освящение, и который Душа снова найдет через
Йогу как то, что должно быть разыскиваемо за всеми изменяющимися формами.
"Поэтому ты иди", так мог великий учитель говорить своему ученику "иди через
знание философии Санкхья, форм, Гун, через изучение Саттва, Раджас и Тамас,
через формы от самой высшей вплоть до самых грубых субстанций, иди через них,
используя твой разум, и признай, что должно быть нечто перманентное, нечто
объединяющее, и затем ты проникнешь к Вечному. Ты можешь также начать в твоей
Душе через благоговейное почитание; затем ты продвинешься через Йогу от стадии
к стадии и достигнешь Духовного, которое есть в основе всех форм. Ты можешь
приблизиться к Духовному с двух различных сторон; вдумчивым созерцанием Мира
или Йогой; обе приведут тебя к тому, что великий учитель Вед описывает как
|
|