|
Манас в своем современном развитии; отдельные органы чувств проявляют себя
внешне. В растении должно быть найдено то позднее создание, которое возникает,
когда чувственная субстанция уплотняет себя в тонкие элементы, в эфирные
элементы; а от дальшейшего уплотнения эфирных элементов возникают грубые
элементы, из которых происходят все физические вещи, встречающиеся нам в
физическом Мире. Следовательно, считая вверх, мы можем, согласно философии
Санкхья, перечислить человеческие принципы как: физическое тело, тонкое эфирное
тело, астральное тело (это выражение не используется в философии Санкхья,
вместо этого используется формо-силовое тело, которое строит чувства), затем
Манас во внутреннем чувстве, затем Ахамкара, которая основывает человеческую
индивидуальность, которая вызывает то, что человек не только имеет внутреннее
чувство, через которое он может воспринимать несколько регионов чувств, но
также чувствовать себя как отдельное существо, индивидуальность. Ахамкара
вызывает это. Затем идут высшие принципы, которые существуют в человеке только
зародышно - Буддхи и то, что остальная Восточная философия привыкла называть
Атма, которая Космически мыслилась философией Санкхья, как Духовный изначальный
поток, который мы описывали. Таким образом в философии Санкхья мы имеем полное
представление конституции человека, как человек, как Душа развивает себя в
прошлом, настоящем и будущем в субстанциональный природу-принцип, посредством
чего не только внешнее видимое должно быть понято, но и все стадии Природы,
вплоть до самых невидимых. Так философия Санкхья разделяет формы, которые мы
сейчас упомянули. В формах или в Пракрити, которая включает все формы от
грубого физического тела до изначального потока обитает Пуруша, Духо-Душа,
которая в отдельных Душах представляется как монадическая; так что отдельные
Души-Монады должны, так сказать, быть принципами Пракрити - которая не является
материальной в нашем материалистическом смысле - также представляется как
существо без начала и без конца. Эта философия, таким образом, представляет
множественность Душ, погруженных в принцип Пракрити и развивающих себя от
высшей недифференцированной формы изначального потока, в который они облекают
себя, вплоть до воплощения в грубом физическом теле для того, чтобы затем
вернуться назад и, после преодоления физического тела, развиваться вверх снова;
чтобы вернуться в изначальный поток и освободить себя даже от него для того,
чтобы быть способными, как чистые Души, углубиться в чистую Пурушу.
Если мы позволим такому сорту знаний влиять на нас, мы увидим как, лежащей в
ее основе, так сказать, была та древняя мудрость, которую мы сейчас стремимся
пере-достигнуть средствами, которые могут дать нам Душевные медитации; и
согласно философии Санкхья мы видим, что существует проникновение даже в манеру,
в которой каждый из этих форм-принципов может быть объединен с Душой. Душа
может, например, быть так соединенной с Буддхи, что она осознает свою полную
независимость, будучи как бы в Буддхи; так что не Буддхи, но Душа-природа
ощущается в превосходящей степени. Противоположный случай также может иметь
место. Душа может погрузить свою независимость в некий вид сна, облачить себя в
апатию и бездействие, так что оболочка-природа является самой преобладающей.
Таким может быть случай с внешней физической природой, состоящей из грубой
субстанции. Здесь нам только нужно рассмотреть человеческие существа. Может
существовать человек, который преимущественно культивирует свою Душу и Дух, так
что каждое движение, каждый жест, каждый взгляд, которые могут быть сообщаемы
посредством грубого физического тела, являются вторичной важности в сравнении с
тем фактом, что в нем выражаются Духовная и Душевная природа. Перед нами стоит
человек - мы видим его конечно в грубом физическом теле, которое стоит перед
нами - но в его движениях, жестах и взглядах имеется нечто, что заставляет нас
сказать: Этот человек полностью Духовный и Душевный, он только использует
физический принцип, чтобы выразить это. Физический принцип не пересиливает его;
наоборот, он везде является победителем физического принципа. Такое состояние,
в котором Душа является господином внешнего оболочки-принципа есть состояние
Саттва. Такое состояние Саттва может существовать в связи с отношением Души к
Буддхи и Манасу как также и Души к телу, которое состоит из тонких и грубых
элементов. Ибо если говоят: Душа обитает в Саттве, это значит ничто другое, как
определенное отношение Души к ее оболочке, Духовного принципа такой Души к
природе-принципу; отношение Пуруши-принципа к Пракрити-принципу. Мы можем также
видеть человека, чье грубое физическое тело полностью преобладает над ним - мы
не говорим сейчас о моральной характеристике, но о чистой характеристике, такой,
какая понимается в философии Санкхья и которая не несет, рассматривая ее
Духовными глазами, никакой моральной характеристики, какой бы она ни была. Мы
можем встретить человека, который так сказать, движется под тяжестью своего
физического тела, кому трудно выразить Душу в своем физическом теле. Когда мы
двигаем мускулы нашего лица в гармонии с разговором Души, Саттва принцип
является господином; когда количества жира отпечатывают специальную физиономию
наших лиц, Душа-принцип пересилен тогда внешним оболочкой-принципом, а Душа
выносит отношение Тамаса к природе-принципу. Когда имеется баланс между этими
двумя состояниями, когда ни Душа не имеет господства, как в случае с состоянием
Саттвы, ни внешняя оболочка-природа, как в состоянии Тамаса, когда оба
одинаково сбалансированы, это может быть названо состоянием Раджаса. Имеются
три Гуны, которые особенно важны. Мы должны, следовательно, различать
характеристику отдельных форм Пракрити. От самого высшего принципа
недифференцированной изначальной субстанции, вплоть до грубого физического тела
имеется одна характеристика, характеристика только оболочки-принципа. От этого
мы должны различать то, что принадлежит философии Санкхья для того, чтобы
характеризовать отношение Душевной природы к оболочкам, независимо от того,
|
|