|
получает - благодаря Духам Формы - к своим прежним составным частям еще
тончайшее эфирное тело. Он состоит, таким образом, из бесформенного мысленного
ядра, из оформленного тела мысли, из астрального тела и из эфирного тела.
Животные имеют оформленное тело мысли, астральное и эфирное тело; растения
имеют астральное и эфирное тело.
Минералы впервые выступают здесь, как самостоятельные эфирные образы. Таким
образом, на этой ступени развития мы имеем дело с четырьмя царствами:
минеральным, растительным, животным и человеческими царствами. Но наряду с ними
в течение бывшего доселе развития возникли еще три другие царства. В то время
как животные на ступени мысли (ступени "rupa") отделились от Духов Огня, Духи
Личности также высвободили из себя известного рода существа. Последние состоят
из неопределенного вещества мысли, которое то сгущается, подобно облаку, то
снова разрежается и так проносится дальше. О них нельзя говорить, как о
самостоятельных существах, но лишь как о беспорядочной общей массе. Это и есть
первое стихийное царство. На астральной ступени нечто подобное отделяется от
Духов Огня. Это теневые образы или схемы, подобные представлениям сновидческого
образного сознания. Они образуют второе стихийное царство. В начале физической
ступени от Духов Сумрака отделяются, наконец, неопределенные, образные существа.
Также и они не имеют никакой самостоятельности, но они могут проявлять силы,
сходные с человеческими и животными страстями и аффектами. Эти
несамостоятельные блуждающие аффекты образуют третье стихийное царство.
Существа, наделенные сновидческим образным сознанием или же сознающим образным
сознанием, могут воспринимать эти создания третьего стихийного царства, как
потоки света, как цветные хлопья, как запахи, вкусы, как всевозможные звуки и
шумы. Однако все такие восприятия нужно мыслить, как призрачные.
Таким образом, в тот момент, когда Земля уплотняется из своего астрального
предшественника, как тонкое эфирное тело, нужно составить себе о ней
представление, что она конгломерат из эфирной, минеральной основной массы и из
эфирных, растительных, животных и человеческих существ. Как бы заполняя
промежутки пространств, а также и протекая сквозь другие существа, находятся
здесь затем и создания трех стихийных царств.
Это тело Земли обитают высшие духовные существа, проявляющие самую различную
деятельность над означенными царствами. Они образуют, так сказать, духовную
общину, духовное государство, и их жилищем и мастерскою является тело Земли,
которое они носят с собою, как улитка свой дом. При этом надо иметь в виду, что
с Землею еще вполне соединено все то, что теперь отделено от нее, как Солнце и
Луна. Оба эти небесных тела отделяются от Земли позднее.
"Высший человек" (Духо-человек - Жизне-дух - Само-дух, Atma-Buddhi-Manas) на
этой ступени не имеет еще самостоятельности. Он составляет еще член духовного
государства; а именно он связан прежде всего с Духами Формы, подобно как рука,
в качестве несамостоятельного члена, бывает связана с человеческим организмом.
Таким образом, мы проследили путь образования Земли до начала ее физического
состояния. В дальнейшем будет показано, каким образом все внутри этого
состояния продолжает продвигаться вперед. Тогда прослеженный доселе путь
развития вольется в то, что было сказано в начальных главах "Хроники Акаши"
относительно развития Земли. Но об этом речь будет в следующей главе.
Такие состояния развития, которые были здесь приведены, как бесформенное,
оформленное, астральное и физическое состояния, то есть которые образуют
подразделения в малом кругообороте ("круге"), в теософских учебниках называются
"Глобами". Так что в этом отношении говорится о глобах "arupa", "rupa",
астральной и физической. Иные находили такое обозначение неточным. Но здесь не
будет больше речи о наименованиях. Дело поистине не в этом, а в самой вещи.
Когда прилагается старание описать ее возможно лучше, то это важнее, чем
большие заботы об именах. Последние ведь всегда должны оказаться в известном
отношении неточными. Потому что здесь фактам духовного мира приходится давать
названия, взятые из чувственного мира, следовательно, можно говорить только
иносказательно.
Изложение развития человеческого мира было доведено до того момента, когда
Земля достигла начала своего физического уплотнениям. Припомним состояние
развития этого человеческого мира данной ступени. То, что выступает позднее,
как Солнце, Луна и Земля, пока еще соединено в единое тело. Последнее Обладает
лишь тонкой эфирной материей. Только внутри этой материи имеют свое бытие
существа, выступающие позднее, как люди, животные, растения и минералы. Для
дальнейшего хода развития единое мировое тело должно прежде всего разделиться
на два, из которых одно сделается позднейшим Солнцем, а другое таким телом,
которое еще содержит в себе соединенными позднейшую Землю и позднейшую Луну.
Только еще позднее наступает расщепление также и для этого последнего мирового
тела; то, что станет Луною, выходит из него, а Земля остается сама по себе одна,
как место обитания человека и сопутствующих ему созданий.
Кто знаком с ходовой теософской литературой, тот должен себе уяснить, что
разделение единого мирового тела на два произошло в тот период, в который эта
литература помещает развитие так называемой второй человеческой главной, расы.
Человеческие предки этой расы описываются, как образования, наделенные тонкими
эфирными телами. Но не надо представлять себе, что таковые могли развиться на
нашей теперешней Земле после того, как она уже отделилась от Солнца и отбросила
от себя Луну. После этого разделения такие эфирные тела не были больше возможны.
Если проследить развитие человечества в том кругообороте, которого достигло
теперь наше рассмотрение и которое возводит нас к настоящему времени, то можно
различить в нем ряд главных состояний, из которых наше теперешнее является
|
|