|
растениями.
Во вторую половину этого третьего кругооборота подготовляется уже нечто другое.
Минералы отвердевают, растения постепенно теряют животный характер
чувствительности, а из единой человеко-животной природы развиваются два класса.
Одни остается на ступени животности другой же, напротив, претерпевает
раздвоение своего астрального тела. Оно расщепляется на низшую часть, которая и
продолжает оставаться носителем аффектов, и высшую, которая достигает известной
самостоятельности, так что может проявлять своего рода власть над низшими
членами, над физическим телом, эфирным и низшим астральным телом. Этим высшим
астральным телом овладевают теперь Духи Личности, которые и насаждают ему
самостоятельность, а тем самым и себялюбие. Только в низшем астральном теле
человека совершают теперь свою работу Духи Огня, между тем как в эфирном
проявляют деятельность Духи Сумрака, а в физическом начинает свою работу то
силовое существо, которое мы можем обозначить как настоящего человеческого
предка. То же силовое существо на Сатурне с помощью Престолов образовало
Духо-человека (Atma), на Солнце при содействии Херувимов - Жизне-духа (Buddhi),
а на Луне совместно с Серафимами - Само-духа (Manas).
Теперь это изменяется. Престолы, Херувимы и Серафимы поднимаются в более
высокие сферы, и духовный человек получаем вместо них содействие Духов Мудрости,
Движения и Формы. Они соединены теперь с Само-духом, Жизне-духом и
Духо-человеком (с Manas-Buddhi-Atma). При содействии этих существ во вторую
половину третьего кругооборота Земли означенное человеческое силовое существо
слагает свое физическое тело. Всего значительнее при этом действие Духов Формы.
Они слагают человеческое тело уже так, что оно становится своего рода
предшественником позднейшего человеческого тела четвертого кругооборота
(современного или четвертого круга).
В астральном теле отставших животных существ остаются деятельными
исключительно Духи Огня, в эфирном теле растений - Духи Сумрака. Зато Духи
Формы принимают участие в преобразовании минерального царства. Это они делают
его более твердым, насаждая ему, таким образом, застывшие, прочные формы.
Но при всем том не надо представлять себе, будто круг действия названных духов
ограничивается единственно только тем, что было описано. При этом имеются в
виду всегда только главные направления их деятельности. Второстепенным образом
все духовные существа повсюду действуют совместно. Так, например, Духи Формы в
указанное здесь время имеют известное касание также и к работе над физическим
телом растений и животных и т.д.
После того, как все это произошло, все существа - а также Солнце и Луна - к
концу третьего кругооборота Земли снова сплавляются и проходят затем через
более краткий период сна (через малую пралайю). Здесь все становится опять
безразличною массою (хаосом); и в конце этого состояния начинается четвертый
кругооборот Земли, в котором мы находимся в настоящее время.
Прежде всего из этой безразличной массы начинает выделяться в зачаточных
состояниях все, что было уже раньше, как существа, в минеральном, растительном,
животном и человеческом царствах. Сначала, как самостоятельные зачатки, могут
вновь появиться только человеческие предки, над высшим астральным телом которых
в предыдущем хладом кругообороте работали Духи Личности. Все прочие существа
минерального, растительного и животного царств не ведут здесь еще
самостоятельного существования. (Потому что на этой ступени все находится еще в
том высоко-духовном состоянии, которое называется "бесформенным" или состоянием
"arupa". На современной ступени развития одни лишь самые высокие человеческие
мысли - например математические идеи и нравственные идеалы - сотканы из того
вещества, которое на означенной ступени присуще всем - существам). То, что
стоит ниже этих человеческих предков, может проявляться как деятельность лишь
через более высокое существо. Так, животные существуют сначала, как состояния
сознания Духов Огня, растения - как состояния сознания Духов Сумрака. Минералы
же имеют двойное мысленное бытие. Прежде всего они существуют, как зачатки
мыслей в упомянутых человеческих предках, а затем - как мысли в сознании Духов
Формы. Также и "высший человек" (Духо-человек, Жизне-дух и Само-дух) существует
в сознании Духов-Формы.
Затем происходит постепенно своего рода уплотнение всего. Но на ближайшей
ступени эта плотность еще такова, что не превышает плотности мыслей. На ней
могут уже выступить возникшие в предыдущем кругообороте животные существа. Они
выделяются из сознания Духов Огня и делаются самостоятельными существами
мыслящими. Эту ступень называют ступенью "оформленного" или состояния "rupa".
Человек подвигается здесь вперед в том отношении, что его до тех пор
бесформенное самостоятельное тело мысли Духами Формы облекается телом из более
грубого оформленного вещества мысли. Животные, как самостоятельные существа,
состоят здесь вообще лишь из этого вещества.
Теперь происходит дальнейшее уплотнение. Достигаемое теперь состояние можно
сравнить с тем, из которого сотканы представления сновидческого образного
сознания. Эту ступень называют "астральной".
Человеческий предок снова подвигается вперед. Его существо получает к двум
прочим составным частям еще одно тело, состоящие из означенного вещества. Он
имеет теперь, таким образом, внутреннее бесформенное ядро своего существа, тело
мысли и тело астральное. Животные получают такое же астральное тело, а растения
высвобождаются из сознания Духов Сумрака как самостоятельные астральные
существа.
Дальнейший ход развития состоит в том, что уплотнение достигает того состояния,
которое называют физическим. Сначала мы имеем здесь дело с наитончайшим
физическим состоянием, с состоянием тончайшего эфира. Человеческий предок
|
|