Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Антропософия :: Рудольф Штайнер :: Рудольф Штайнер - Порог духовного мира
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-
 
чем стала и она в чувственном мире благодаря своим переживаниям и опытам. Перед 
душой человека выступают в элементарном мире существа, развившие в пределах 
этого мира такие силы и способности, которые сам человек может развить лишь 
благодаря тому, что кроме эфирного тела и других сверхчувственных членов своего 
существа он имеет еще и физическое тело. Упоминаемые здесь существа не имеют 
подобного физически-чувственного тела. Они развились таким образом, что ту 
душевную сущность, которую человек имеет благодаря физическому телу, они имеют 
благодаря своему эфирному телу. Хотя они - существа до известной степени 
однородные с человеком, однако они отличаются от него тем, что не подчинены 
условием чувственного мира. Они не имеют таких чувств, какие есть у человека. 
Их знание подобно человеческому знанию; но они приобрели его не путем чувства, 
а путем особого возникновения из глубин их существа всех их представлении и 
других душевных переживаний. Их внутрення жизнь как бы заложена в них; и они 
извлекают ее из своих душевных глубин, подобно тому, как человек извлекает из 
своих душевных глубин представления своих воспоминаний.
 Так познает человек чушеств, которые в сверхчувственном мире стали тем, чем он 
может стать в чувственном мире. В этом отношении эти существа стоят в мировом 
порядке на одну ступень выше человека, хотя они и могут быть названы в 
указанном смысле однородными с ним. Они образуют царство существ, стоящее над 
человеком, следующую за ним в последовательности существ иерархию. Их эфирное 
тело - несмотря на однородность - отлично от эфирного тела человека. Между тем, 
как человек симпатиями и антипатиями своего эфирного тела включен в 
сверхчувственное тело Земли, эти существа своей душевной жизнью не привязаны к 
Земле.
 Наблюдая, что переживают эти существа при помощи своего эфирного тела, человек 
находит их переживания подобными тем, какие он имеет и сам в своей душе. У них 
есть мышление; у них есть чувства и воля. Но они достигают посредством своего 
эфирного тела того, чего человек может достичь только посредством физического 
тела. Посредством своего эфирного тела они приходят к сознанию своего 
собственного существа. Человек ничего "не мог бы знать ни о каком 
сверхчувственном существе, если бы он не возносил в сверхчувственные миры своих 
сил, приобретаемых в физически-чувственном теле. Ясновидческое сознание познает 
этих существ, становясь в человеке способностью наблюдения при помощи эфирного 
тела. Это ясновидческое сознание поднимает душу человека в тот мир, где обитают 
и действуют эти существа. В сознании души только тогда выступают образы 
(представления), доставляющие ей познание об этих существах, когда она 
переживает самое себя в этом мире. Ибо эти существа не воздействуют 
непосредственно на физический мир, а вместе с тем и на физически-чувственное 
тело человека. Для всех переживаний, которые могут быть доступны нам благодаря 
этому телу, их не существует. Они - духовные (сверхчувственные) существа, 
которые как бы не вступают в чувственный мир. Если человек не соблюдает границы 
между чувственным и сверхчувственным мирами, оно легко может в свое физическое 
сознание внести сверхчувственные образы, не являющиеся истинным выражением для 
этих существ. Эти образы возникают вследствие переживания ариманических и 
люциферических существ, которые, хотя и однородны с только что описанными 
сверхчувственными существами, однако, в противность им, перенесли место своего 
обитания и своей деятельности в мир, воспринимаемый человеком как мир чувств.
 Когда человек, благодаря Переживанию "Стража порога", научился правильно 
соблюдать границу между сверхчувственным миром и чувственным, то, наблюдая 
ясновидческим сознанием из сверхчувственного мира люциферических и 
ариманических существ, он познает этих существ в их истине. Он научается 
отличать их от других духовных существ, оставшихся в пределах той арены 
деятельности, которая отвечает их природе. С этой точки зрения духовная наука 
должна описывать люциферических и ариманических существ. Тогда относительно 
люциферических существ оказывается, что соответствующей им ареной их 
деятельности является не физически-чувственный мир, а в некотором отношении мир 
элементарный. Когда в человеческую душу проникает в виде образов то, что встает 
в этом мире, как бы из потоков его, и эти образы действуют оживляюще в эфирном 
теле человека, не принимая в душе обманчивого бытия, то в этих образах может 
присутствовать люциферическое существование, погрешая своими действиями против 
мирового порядка. Тогда это люциферическое существо действует освобождающе на 
душу человека; оно возвышает ее над погруженностью в чувственный мир. Но если 
душа человека вовлекает в физически-чувственный мир ту жизнь, которую она 
должна развивать в одном только элементарном мире, если она дозволяет 
чувствованию в физическом теле находиться под влиянием антипатий и симпатий, 
которым надлежало бы господствовать только в эфирном теле, то благодаря такой 
душе люциферическое существо приобретает влияние, возрастающее против всеобщего 
мирового порядка. Это влияние присутствует везде, где в симпатиях и антипатиях 
чувственного мира действует что-нибудь иное, кроме любви, основанной на 
сочувствовании жизни другого, пребывающего в чувственном мире существа. Такое 
существо может быть любимо, предстоя перед любящим с теми или иными качествами: 
тогда к любви не может примешаться никакого люциферического элемента. Любовь, 
имеющая свое основание в проявляющихся в чувственном бытии качествах самого 
любимого существа, остается чужда люциферическому воздействию. Между тем как 
любовь, имеющая свое основание не в самом любимом существе, а в том, которое 
любит, склонна к люциферическому влиянию. Если человек любит какое-нибудь 
существо за то, что оно обладает качествами, к которым он, как любящий, склонен 
по своей природе, то он любит его тою частью души, которая доступна 
люциферическому элементу. Поэтому никогда не следовало бы говорить, что 
люциферический элемент есть нечто при всех обстоятельствах злое. Ибо, в душе 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-