Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Антропософия :: Рудольф Штайнер :: Рудольф Штайнер - Порог духовного мира
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-
 
элементарном мире; посылать свое воздействие в чувственный мир в согласии с 
мировым порядком может лишь то, что является результатом взаимоотношения и 
совместного действия обеих сил. Если бы та степень способности к превращению, 
которую человек должен иметь в своем эфирном теле, действовала в чувственном 
бытии, то человек чувствовал бы себя душевно не тем, что он есть по своему 
физическому телу. Физическое тело дает человеку в чувственном мире устойчивую 
форму, благодаря которой он поставлен в этот мир как определенное личное 
существо. Но не так поставлен он в элементарный мир своим эфирным телом. Чтобы 
быть в этом мире в полном смысле человеком, он должен уметь принимать в нем 
многообразнейшие формы. Если бы он этого не мог, он был бы осужден в 
элементарном мире на полное одиночество; он ни о чем не мог бы ничего знать, 
кроме как о самом себе; он не чувствовал бы родства ни с одним существом, ни с 
одним событием. Но для элементарного мира это означало бы, что для этого 
человека не существовало бы соответствующих существ и событий. А если бы душа 
человека развила в чувственном мире необходимую ей для элементарного мира 
способность к превращению, она утратила бы свое личное существо. Подобная душа 
жила бы в противоречии с самой собой. Для физического мира способность к 
превращению должна быть силой, покоюшейся в душевных глубинах, - такою силой, 
которая дает душе ее основное настроение, но которая развивается не в 
чувственном мире. Ясновидящее сознание должно уметь вживаться в способность к 
превращению; без этого оно не могло бы производить наблюдений в элементарном 
мире. Таким образом, ясновидящее сознание усваивает способность, которую оно 
должно применять лишь до тех пор, пока оно сознает себя в элементарном мире, но 
которую оно должно подавить, как только оно снова возвращается в чувственный 
мир. Ясновидящее сознание должно постоянно соблюдать границу между обоими 
мирами; в чувственном мире оно не должно проявляться деятельно со способностями,
 соответствующими сверхчувственному миру. Если бы, сознавая себя в чувственном 
мире, душа позволила действовать способности к превращению, присущей ее 
эфирному телу, то обыкновенное сознание наполнилось бы представлениями, не 
отвечающими никакому существу в чувственном мире. Душа пришла бы к спутанности 
в жизни представлений. Соблюдение границы между мирами есть необходимая 
предпосылка для правильного действия ясновидящего сознания. Кто хочет 
ясновидящего сознания, должен позаботиться о том, чтобы благодаря знанию о 
сверхчувственных мирах не вкралось никаких помех в его обыкновенное сознание. 
Когда человек познал "Стража порога", он знает, как обстоит дело с его душой в 
чувственном мире, достаточно ли она сильна, чтобы изгнать из чувственно 
физического сознания те силы и способности сверхчувственных миров, которые в 
нем не должны быть действенны. Если он вступит в сверхчувственный мир без 
самопознания, даруемого "Стражем порога", то переживания этого мира могут взять 
верх над ним. Эти переживания могут проникнуть в физически-чувственное сознание 
в виде образов иллюзии. Тогда они принимают характер чувственных восприятий; 
как необходимое последствие этого, душа принимает их за действительность, между 
тем как они не суть действительность. Правильно развитое ясновидение никогда не 
примет образы элементарного мира за действительность переживания чувственного 
мира. Образы элементарного мира приводятся в правильную связь с 
действительностью, которой они соответствуют, только посредством способности 
души к превращению.
 Но и вторая необходимая для эфирного тела сила - сильное "чувство Я" - не 
должна в пределах чувственного мира вторгаться в жизнь души такой, какой ей 
подобает быть в элементарном мире. В противном случае, она становится в 
чувственном мире источником безнравственных наклонностей, поскольку последние 
связаны с эгоизмом. В этом пункте духовная наука в своем исследовании мира 
находит происхождение "зла" в человеческих поступках. Это было бы непонимание 
мирового порядка, если бы мы отдались вере, что этот мировой порядок может 
существовать и без силы, образующих источник зла. Побудь этих сил, эфирное 
существо человека не могло бы развиваться в элементарном мире. Эти силы суть 
вполне добрые силы, когда они действуют только в элементарном мире; они создают 
зло тьмы, что не остаются в покое в глубинах души, регулируя отношение человека 
к элементарному миру, но переносятся в душевное переживание в чувственном мире 
и этим превращаются в побуждения эгоизма. Тогда они действуют противоположно 
способности любви, и тем самым становятся источниками безнравственных поступков.

 Когда сильное "чувство Я" переходит из эфирного тела в физическое, то это 
производит не только усиление эгоизма, но и ослабление эфирного тела. 
Ясновидческому сознанию открывается, что необходимое при вступлении в 
сверхчувственный мир "чувство Я" тем слабее, чем сильнее эгоизм при переживании 
в чувственном мире. Эгоизм делает человека в его душевных глубинах не сильным, 
а слабым. И когда человек проходи, сквозь врата смерти, то действие эгоизма 
развитого в жизни между рождением и смертью, сказывается в том, что он делает 
душу слабой для переживаний сверхчувственного мира.

 О СУЩЕСТВАХ МИРОВ ДУХА
 Когда душа с ясновидческим сознанием вступает в сверхчувственный мир, она 
познает себя в нем так, что в чувственном мире о способе этого познания она не 
может составить себе никакого представления. Она находит, что с помощью своей 
способности к превращению, она познает существ, имеющих с ней большую или 
меньшую степень сродства; но она замечает также, что в сверхчувственном мире 
она встречает существ, которые ей не только родственны, но с которыми 
необходимо еще себя сравнить для того, чтобы себя познать. И далее, она делает 
наблюдение, что эти существа сделались в сверхчувственных мирах тем же самым, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-