|
мирах. Это - влечение отдаться тому, что переживаешь. Нужно уметь совершенно
окунуться в переживание, нужно уметь слиться с ним воедино. И необходимо
довести это до такой степени, чтобы узреть себя вне своего собственного
существа и почувствовать себя внутри другого существа. Совершается превращение
собственного существа в другое, участвующее в переживании. Не обладая этой
способностью к превращению, нельзя пережить ничего истинного в сверхчувственных
мирах. Ибо всякое переживание основано на том, что человек приходит к сознанию,
теперь ты изменился "таким-то определенным образом", т.е. ты полножизненно
пребываешь с существом, которое своей природой "таким-то именно образом"
превращает твою природу. Это превращение себя, это вчувствование в других
существ и есть жизнь в сверхчувственных мирах. Через это вживание человек
познает события и существо этих миров. Таким образом, он замечает свою ту или
иную родственность с одним существом и большую, по собственной своей природе,
отдаленность от другого. Выступают подразделения душевных переживаний, которые
- особенно для элементарного мира - следует обозначить, как симпатии и
антипатии. Благодаря встрече, например, с каким-либо существом иди событием
элементарного мира, человек чувствует себя так, что в его душе всплывает
переживание, которое можно обозначить как симпатию. В подобном переживании
симпатии познается природа элементарного существа или события. Не нужно только
представлять себе, что при этом переживании симпатии и антипатии речь идет об
одно" только их силе или степени. При переживании симпатий и антипатий в
физически-чувственном мире дело обстоит действительно так, что говорят только о
более сильной или более слабой симпатии и антипатии. В элементарном же мире
симпатии и антипатии различаются не только по своей силе, но еще и так, как в
чувственном мире различаются, например, друг от друга краски. И как мы
переживаем многоцветный мир чувств, так можно пережить и многообразно
симпатичный или антипатичный элементарный мир. При этом важно еще то, что для
элементарного царства "антипатичное" не имеет этого привкуса внутреннего
отвращения от него; антипатичным следует просто обозначить такое качество
элементарного существа или события, которое к симпатичному качеству другого
события или существа относится приблизительно так, как, например, в чувственном
мире синий цвет - к красному.
Можно говорить о неком "чувстве" элементарного мира, которое человек может
пробудить в своем эфирном теле. В элементарном мире это чувство способно
воспринимать симпатии и антипатии, как в чувственном мире глаз воспринимает
краски, ухо - звуки. И как в чувственном мире один предмет бывает красным, а
другой синим, так и существа элементарного мира излучают для духовного зрения,
одни - такой-то род симпатий, другие - такой-то род антипатий.
Это переживание элементарного мира в симпатиях и антипатиях опять-таки не есть
нечто, возникающее впервые только для ясновидчески пробужденной души; оно
всегда существует для каждой человеческой души; оно принадлежит к существу
человеческой души. Только в обыкновенной духовной жизни знание об этом существе
человека остается нераскрытым. Человек заключает в себе свое эфирное тело, и
посредством него он бывает на сто ладов связан с существами и событиями
элементарного мира. В один момент своей жизни он бывает так-то вплетен в
элементарный мир симпатиями и антипатиями, в другой момент - иначе.
Но, как эфирное существо, душа не может непрерывно жить таким образом, чтобы в
ней отчетливо выражалось действие симпатий и антипатий. Подобно тому, как в
чувственном бытии состояние бодрствования должно сменяться сном, так и в
элементарном мире переживанию симпатий и антипатий должно противополагаться
иное состояние. Душа может отрешаться от всех симпатий и антипатий и переживать
в самой себе только себя, быть обращенной только к своему собственному бытию,
чувствовать только его. Более того, это чувствование может достигнуть такой
силы, что можно говорить о "велении" своего собственного существа. Дело идет
здесь о таком состоянии душевной жизни, которое нелегко описать, потому что в
своей чистой, подлинной природе оно похоже в чувственном мире только на сильное,
чистое душевное чувство "Я" или самого себя. Для элементарного мира это
состояние можно описать таким образом, что по отношению к необходимой отдаче
себя переживаниям симпатий и антипатий душа чувствует влечение сказать себе: я
хочу быть всецело только для себя, только в себе. И некоторым развитием воли
душа отрывается от состояния отдачи себя элементарным переживаниям симпатий и
антипатий. Для элементарного мира эта жизнь в себе есть как бы состояние сна,
между тем как отдача себя событиям и существам есть состояние бодрствования.
Когда человеческая душа бодрствует в элементарном мире и развивает волю к
переживанию себя, т.е. ощущает потребность в "элементарном сне", то она может
обрести его, возвращаясь с вполне развитым самочувствием в бодрственное
состояние чувственного переживания. Ибо это проникнутое самочувствием
переживание в чувственном мире и есть элементарный сон. Он заключается в отрыве
души от элементарных переживаний. Это буквально верно: для ясновидческого
сознания жизнь души в чувственном мире есть духовный сон.
Когда при правильном развитом ясновидении у человека наступает пробуждение в
сверхчувственном мире, то у него остается воспоминание о переживаниях души в
чувственном мире. Это воспоминание должно присутствовать у него, иначе в
ясновидческом сознании были бы всякие другие существа и события, кроме только
собственного существа. Тогда у него не было бы знания о себе, он не жил бы сам
духовно; в душе жили бы другие существа и события. Приняв это во внимание,
легко понять, что правильно развитое ясновидение должно придавать большое
значение выработке сильного "чувства Я". Вырабатывая это "чувство Я" при
ясновидении, человек не развивает ничего такого, что приходит в душу только
через ясновидение; он познает только то, что всегда существует в глубинах души,
|
|