|
он сам, но которого он не может познать обыкновенным сознанием, подобно тому,
как глаз не может видеть самого себя, есть "Страж у порога" духовного мира.
Человек познает его в такой момент, когда он не только фактически бывает им
самим, но и противопоставляет ему себя, как другого, находясь как бы вне его.
"Стража порога", как и другие переживания сверхчувственных миров, делают
зримым усиленные, окрепшие в самих себя душевные способности. Ибо, если
оставить в стороне, что для ясновидящего духовного взора встреча со "Стражем
порога" поднимается на степень знания, эта встреча вовсе не является таким
событием, которое наступает только для человека, ставшего ясновидящим.
Совершенно такое же положение вещей, как и при этой встрече, наступает каждый
раз для всякого человека при засыпании, и это предстоящие перед самим собой,
которое совершенно тождественно с предстоянием перед "Стражем порога",
продолжается все время, пока длится сон. Во сне душа восходит к своему
сверхчувственному существу. Не только ее внутренние силы не бывают тогда
достаточно крепки, чтобы пробудить в ней созидание себя самой.
Для понимания ясновидческого переживания, в особенности в его тонких,
начальных стадиях, очень важно обратить душевное внимание на то, что душа мелют
начать переживать сверхчувственное, не будучи еще в состоянии составить себе о
нем какое-либо отчетливое знание. Сначала ясновидение появляется в очень тонкой
форме. Так что часто, в ожидании увидеть что-то почти осязаемое, человек не
обращает внимания на проскальзывающие ясновидческие впечатления. Он вовсе не
желает признать их за таковые. Тогда они появляются в такой форме, что уже при
самом появлении своем подготовляют эту возможность забыть их; они так слабо
вступают в поле сознания, что остаются совершенно незаметными, подобно легким
душевным облачкам. По этой причине, а также и потому, что от ясновидения
ожидают обычно не того, чем оно сначала бывает, а чего-то совсем иного, многие
серьезные искатели духовного мира не находят его. В этом отношении также очень
важна встреча со "Стражем порога". Если человек укрепил свою душу именно в этом
направлении самопознания, то хотя бы эта встреча и была подобна только первому,
нежному и мимолетному проблеску духовного видения, она все-таки не так легко
поддается забвению, как другие сверхчувственные впечатления, ибо в собственном
существе своем человек бывает сильнее заинтересован, нежели в чем-либо другом.
Но нет никакой необходимости, чтобы встреча со "Стражем" принадлежала к первым
переживаниям ясновидения. Укрепление души может происходить в различных
направлениях. И первые направления, которые усваивает себе душа, могут и до
этой встречи ввести скоро в ее духовный кругозор иных существ или иные события.
Однако, сравнительно вскоре после вступления в сверхчувственный мир наступит и
эта встреча.
О ЧУВСТВЕ "Я" И О СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ К ЛЮБВИ, И
ОБ ИХ ОТНОШЕНИЯХ К ЭЛЕМЕНТАРНОМУ МИРУ
Когда душа человека сознательно вступает в элементарный мир, она видит себя
вынужденной изменить многие представления, усвоенные ею в чувственном мире.
Если душа соответствующим образом укрепит свои силы, она станет способной и к
этой перемене. Но сын ее отпугнет эта работа над своим укреплением, то ею может
овладеть при вступлении в элементарный мир чувство потери всякой твердой почвы,
на которой она должна строить свою внутреннюю жизнь. Представления,
вырабатываемые в физически-чувственном мире, лишь до тех пор служат
препятствием к вступлению в элементарный мир, пока человек хочет удержать их
точно такими, какими он приобрел их в чувственном мире. Но для этого нет
никакого основания, кроме привычки души. И вполне естественно, что сознание,
живущее сначала только с чувственным миром, привыкает считать единственно
возможным тот образ своих представлений, который слагается в работе над
чувственным миром. И это даже более, чем естественно - это необходимо. Душевная
жизнь никогда не достигла бы своей внутренней замкнутости, своей необходимой
твердости, если бы в чувственном мире она не развила такого сознания, которое в
известном отношении живет в застывших, строго принудительных для нее
представлениях. Благодаря всему, что может дать душе совместная жизнь с
чувственным миром, душа бывает потом в состоянии вступить в элементарный мир,
не теряя в нем своей самостоятельности, своего замкнутого в себе существа.
Этого укрепления, усиления душевной жизни необходимо достигнуть, дабы при
вступлении в элементарный мир душа не только обладала этой самостоятельностью,
как бессознательным качеством, но и могла ясно удерживать ее в сознании. Если
душа слишком слаба для переживания элементарного мира, то при вступлении в него
у нее ускользает эта самостоятельность, подобно тому, как ускользает мысль,
слишком слабо запечатленная в душе, чтобы продолжать жить как отчетливое
воспоминание. В сущности, душа тогда вообще не может вступить в
сверхчувственный мир со своим сознанном. При попытке ее вступить в
сверхчувственный мир, существо, которое живет в ней и которое может быть
названо "Стражем порога", снова отбрасывает ее назад в чувственный мир. И если
при этом ей удается как бы отведать этого мира, то после своего обратного
погружения в чувственный мир у нее остается в сознании кое-что из
сверхчувственного мира; то подобная добыча из другой области нередко вызывает у
нее спутанность в представлениях. Опасность впадения в подобную спутанность
совершенно устраняется, если обратить особое внимание на соответствующее
развитие здоровой силы суждения, как она может быть выработана в чувственном
мире. Благодаря такому укреплению способности суждения, развивается правильное
отношение души к событиям и существам сверхчувственных миров. Чтобы сознательно
жить в этих мирах, душе необходимо иметь одно влечение, которое в чувственном
мире не может раскрыться с той силой, с какой оно выступает в сверхчувственных
|
|