|
смерти; то, что мы называем кама-лока. Переживания в Кама-лока не вполне сходны
с переживаниями здесь в физическом мире.
Что переживаем мы, будучи египтянами, в другом мире? Если мынадолго остановим
наш взор на пирамиде, если мы обратим его насфинкс, то мы поймем, что та жизнь,
которую переживала между рождением и смертью наша душа, протекала совершенно
иначе и что нетсмысла сравнивать ее с современной жизнью.
И еще многообразнее, чем внешние переживания, были переживания между смертью и
новым рождением. Во времена египетской культуры душа переживала иное, чем во
время Греции, Карла Великого или в наше время. То же относится и к духовному
миру: то, что теперь переживает человекмежду смертью и новым рождением есть
нечто совершенно иное чем то, что переживал древний египтянин, когда со смертью
он слагал свой внешний облик. И подобно тому, как мумифицированиепродолжилось в
причинах современного мышления, подобно тому, каквнешняя жизнь повторилась из
третьей в пятую культуру, подобно этому происходит акт развития в том
таинственном мире между смертью и рождением. И это мы рассмотрим, и здесь мы
отыщем таинственную связь. И тогда мы свяжем нечто вместе, чтобы действительно
понятьто, что живет в нас, - то, что является в нас плодом той древнею культуры.
Конечно, это сведет нас в глубокие шахты лабиринта земного развития, но
благодаря этому мы вполне познаем отношение между тем, что строил египтянин,
что думал халдей, и тем, чем мы живем теперь. То, что действовало тогда, мы
вновь освежим в том, что окружает нас, что нас интересует в окружающем нас.
Духовно и физически мы найдемобъяснение этой связи. И тогда мы увидим, как
подвигается вперед развитие, как четвертая культура является чудесным связующим
звеноммежду третьей и пятой. Итак, наша душа подымется к полным
значениявзаимоотношениям мира, и плодом этого будет глубокое понимание того,
что живет в нас.
* Риши у индусов называли первых существ, созданных
Брамойи считавшихся впоследствии святыми.
* Так как миром управляла мудрость; это другой пример
подобного взаимоотношения. То, что теперь люди мыслят так, как они это делают,
есть результат того, что пережили они в древнем Египте.
1
Лекция 2
Предыдущей лекцией мы пытались представить известную связь в жизненных
отношениях, а именно - в духовных отношениях так называемого
послеатлантического времени. Мы видели, как первая культурная эпоха этого
времени будет повторена в последней эпохе, как персидская культура повторится в
шестой эпохе, и как культурная эпоха, которой мы займемся в следующих лекциях,
- египетская, - повторяется в жизни и судьбах нас самих в пятой эпохе. Про
четвертую эпохумы должны сказать, что она является исключением, ибо она не
переживает повторения. Этим мы могли указать на таинственную связь культур
послеатлантического времени, следующих за Атлантидой, которая погибла в ужасной
водной катастрофе. Время, следующее за Атлантидой, погибнет, как и предыдущее,
в войне всех против всех, которая закончит нашу седьмую культурную эпоху. Были
намечены имеющие большой интерес взаимоотношения, которые, если мы проследим их,
точнее, глубоко осветят нам вашу душевную жизнь. Сегодня, для того, чтобы
создать фундамент, мы должны перед нашим духовным взором провести иные
повторения. Мы глубоко заглянем в становление нашей земли и мы увидим, что
далекие горизонты должны представить для нас большой интерес.
Когда в области оккультизма идет речь о подобных повторениях, как: первая
эпоха повторяется седьмой, третья пятой, - то легко путемкакой-нибудь
комбинации может возникнуть попытка применить эту схему и для других отношений.
Можно подумать, что это возможно, и действительно. Это породило большой сумбур
во многих теософических книгах. Необходимо строго предостеречь от следования
таким комбинациям, а не только духовным взглядам, иначе произойдет ошибка. То,
что мыможем прочесть в духовном мире, можно понять, но не найти путем логики.
Если мы хотим точнее понять культурные эпохи, мы должны обратить взгляд на
становление земли вообще, каким представляется оновидящему, который может
направить свой духовный взгляд на события весьма отдаленного прошлого. Если мы
глубоко заглянем в становление земли, то мы можем себе сказать, что не всегда
она имела такой вид, какныне; она не имела, как теперь, твердого основания, не
былотакого, как теперь, царства минералов, иные царства тоже были иными и иным
был человек. Он не обладал полным телом, он не имел костяка, все это он
образовал лишь позже. И чем дольше отодвигаемся мы, тем больше подходим мы к
состоянию, которое, если бы мы хотелиисследовать, мы бы увидели в образе тумана,
тонкого эфирного тумана. Этот туман был бы гораздо больше нашей теперешней
земли, ибо он распространялся бы до самой крайней планеты нашей солнечной
|
|