Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Антропософия :: Рудольф Штайнер :: Рудольф Штайнер - Лекция: Египетские мифы и мистерии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-
 
 то перед нами выступят два явления, которые нам укажут, что подобное 
повторение может быть заложено уже в сверхземном. Мывидели закон повторения в 
различных культурах, но он является для нас бесконечно значительным, если мы 
проследим его в духовных областях.
 Все мы знаем картину, мы, конечно, все можем вызвать в своей душе эту картину, 
которая благодаря известным причинам находитсяименно в Германии. Это 
Сикстинская мадонна. Может быть, все мы, глядя на эту картину, которая 
воспроизведена бесчисленное число раз, удивлялись поразительному единству, 
разлитому во всем облике; быть может, в лике матери, в своеобразном парящем 
движении образа мы ощущали нечто, мы прониклись также и глубоким выражениемглаз 
младенца. Оглянувшись вокруг на облака, из которых выступаютбесчисленные 
ангельские головки, мы были охвачены еще более глубоким чувством, которое 
делало для нас более понятной всю картину. Я знаю, что сейчас я скажу нечто 
рискованное: если кто-нибудь глубоко и серьезно посмотрит на младенца на руках 
матери и на облака за ним, которые образуют головки ангелов, то он 
получитследующее представление. Это Дитя не родилось естественным образом, оно 
одно из тех, что парят в облаках. Этот ребенок Иисусне что иное, как облачный 
образ, ставший немного плотнее. Если бытакой ангел слетел с облаков на руки 
мадонны, это было бы именно тем самым ощущением. Если мы оживим в себе 
содержание этого чувства, то наш взгляд расширится, он освободится от узкого 
пониманияестественных взаимоотношений бытия. Именно такая картина 
можетрасширить узкий взгляд до понимания, что некогда могло быть иначе, короче, 
в этой картине мы может увидеть глубокую связь человеческих сил с духовными 
силами Это сокрыто в ней.
 Если мы обратим наш взгляд и Египту, то мы увидим нечто подобное. Египтяне 
имели Изиду, - тот облик, к которому относятся слова: "Я то, что было, что есть,
 что будет. " Глубокая тайна, скрытая подгустым покрывалом, открывается в 
облике Изиды, телеснойбожественнойдуховности, - Изиды, которая открывает себя 
духовному сознанию древнего египтянина, подобно нашей мадонне с младенцем 
Иисусом - с младенцем Горусом. И благодаря тому, что Изида дает нам нечто, 
несущеевечное в себе, мы вспомним наше ощущение при взгляде на мадонну. 
Глубокая тайна лежит вИзиде - тайна, заложенная в духовном. Воспоминание о 
Изиде есть Мадонна. Изида вновь восстала в Мадонне. Таково это взаимоотношение.
 И еще иную связь можем мы теперь указать. Вспомним отношениеегиптянина к 
умершим; мы вспомним о мумиях, о том, что египтянинпридавал значение сохранению 
внешней физической формы. Мы знаем, что египтянин наполнял такими мумиями 
гробницы, в которых он сохранял видимую внешнюю форму, и что он клал в могилу 
известную утварь и его имущество. Должно было сохраняться то, чем обладал 
человек в физическом. Этот обычай все более выявлялся, и он обрисовывает 
египетскую культуру.
 Это не могло оставаться без последствий для души. Подумаем о том, что наши 
души жили в телах египтян. Конечно, наши души были в мумиях. Мы знаем из ранее 
сообщенных данных, что человек, освобождаясь после смерти от тела, обладает 
иным сознанием, не оставаясьв бессознательном состоянии. Если он хочет, то 
может смотреть вниз, если теперь он не может смотреть наверх, то тогда он может 
смотреть вниз, в физический мир. Не безразлично, сохраняется или распадается 
тело. Сейчас мы увидим это таинственное взаимоотношение;
 благодаря тому, что в древнем Египте тело сохранялось надолго, души переживали 
нечто определенное. Они знали свое тело, они были связаны с ним, они имели 
форму своего тела перед собою, и это было важно для них, ибо после смерти душа 
полна отпечатлений. Отпечатление, произведенное мумифицированным телом глубоко 
запечатлевалось, и сообразно этому отпечатлению формировалась душа. Эта душа, 
пройдя через ряд воплощений, теперь живет в нас. Не бесследно прошло то, что 
душа после смерти видела свое тело, что благодари этому она все снова 
возвращалась к этому телу; это все не безразлично. Плодэтого возвращения вниз 
выступает в пятой культуре; это склонность, которую имеют души, полагать 
слишком большую ценность во внешней культуре. Все, что мы теперь называем 
привязанностью к материи, произошло потому, что души некогда могли видеть свое 
собственное воплощение. Благодаря этому человек научился любить физический мир, 
благодаря этому теперь так часто говорится, что Важно лишь это тело между 
рождением и смертью. Подобные взгляды не создаются из ничего. Но нельзя лишь 
критиковать культуру мумий, но нужно рассмотреть необходимость, связанную с 
постоянно возвращающимся воплощением души. Люди не могли бы выявить себя без 
мумий. Если бы египтяне не имели культа мумий, то теперь бы человек потерял 
всякий интерес к физическому миру.
 То, что человек устроил теперь свой мир таким образом, то, чтотеперь он видит 
его так, как делаем это мы, есть следствие того, что египтяне сохраняли мумии; 
ибо эта культура возникла под влиянием посвященных, которыемогли предвидеть. Не 
ради причуды сохранялимумии, тогда человечество вели высокие индивидуальности, 
которыеустроили то, что было важно. Это было построено на авторитете. Вшколах 
посвящения знали, что наша культура связана с древней. Этутаинственную связь 
имели жрецы, и они учредили мумифицирование длятого, чтобы души проникались 
мыслью, которая из низшего внешнегомира ищет духовного опыта.
 Так* проникаем мы в глубокие тайны, открывающиеся в культурныхтечениях. Мы 
лишь коснулись этих тайн, ибо то, что мы указали в Мадонне как воспоминание об 
Изиде, и то, что видели мы в мумифицировании, лишь слабый намек на 
действительное духовное взаимоотношение.
 Но мы еще глубжепроникнем в эти отношения, мы рассмотрим нетолько видимое 
внешнее, но и то, что лежит в основе внешнего. Внешняя жизнь протекает между 
рождением и смертью, но гораздо более долгую жизнь переживает человек после 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-