|
заселили Европу, Азию и Сев. Африку.
Не следует думать, что последнее переселение народов с западав областях,
которые оно определило мало-по-малу как Азию, Европу и Африку, не встретило
никаких народностей; почтився Европа, северная часть Африки и большая часть
Азии уже были заселены. Эти страны былизаселены не только с запада, они были
заселены уже ранее, так чтоэто переселение уже встретило чуждое поселение. Мы
должны представить себе, что когда все успокоилось, образовались особенные
культурные отношения. Например, вблизи Германии была область, где с катастрофы,
бывшей за тысячелетия до нашего времени, жила наиболеепродвинутая вперед часть
всего земного человечества. Эта часть прошла под предводительством великой
индивидуальности через Европу доСредней Азии, и оттуда в различные страны были
посланы культурные колонии. Одна из колоний послеатлантического временивозникла
благодаря тому, что группа людей была послана в качестве колонистов в Индию,
встретила население, жившее там с древних времен и имевшее культуру; когда
колонисты пришли туда, они основали, много тысячелетий тому назад, первую
послеатлантическую колонию, - согласноскудным сведениям внешних документов, ибо
эти сведения относятсяко времени позже на тысячу лет. В этих важных
собранияхмудрости, которые мы называем собраниями Вед, - в этих Ведах мы имеем
последний отзвук того, что осталось от ранней индийскойкультуры, которая
руководилась сверхземными сущностями Риши*. Культура особого рода, о которой
теперь мы можем иметь лишь слабое представление, ибо Веды являются лишь
отблеском той древней индийской культуры.
За этой ступенью следует другая - вторая культурная эпоха послеатлантического
времени, культура, из которой позже вытекламудрость Заратустры, культура, из
которой вышла персидская. Долго длилась индийская культура, долго длилась и
культура персидская, закончившаяся Заратустрой.
Затем под влиянием колонистов, посланных в страну Нила, возникает культура,
которую мы можем определить четырьмя именами:
халдео-египетско-ассиро-вавилонская культура. В Передней Азии, в северной части
Африки создалась та культура, которую мы называемтретьей послеатлантической,
которая достигла своей вершины впоразительной науке неба халдеев и в культуре
Египта.
Затем наступает четвертая эпоха, развивающаяся на юге Европы, эпоха
греко-латинской культуры. Ее заря нашла отражение в песняхГомера, и эта
культура показывает нам то, что должно было выявитьсебя в греческом искусстве.
Она дает нам столь поразительнее искусство творчества. К ней принадлежит и Рим.
Пятая эпоха - это наша. Четвертая длилась от 800 г. до Р. Х. вплоть до XII
столетия после Р. Х. С этих пор мы имеем пятую культуру, за которой последует
шестая и седьмая.
Теперь мы увидим, что существует своеобразный закон, который объяснит нам
действие чудесных сил сквозь эти культуры.
Посмотрим сперва на первую эпоху индийской культуры, и мы увидим, что позже
она в новом облике вспыхнет в седьмой культуре. Древняя Индия выявится в ней, в
новой форме таинственные силы воздействуют на это.
Вторая культура, названная нами персидской, возродился в шестой культуре.
Когда наша культура будет изжита, мы увидим в шестой культуре возродился
религия Заратустры.
В этих лекциях мы увидим, что в нашей пятой культуре известным образом
повторится третья египетская культура.
Четвертая культура стоит посредине, она сама в себе - ни засобой, ни перед
собой она не имеет сравнений.
Чтобы лучше охватить этот таинственный закон, необходимо сказать еще следующее.
Мы знаем, что в Индии существовало нечто чуждое современному человеку в его
туманном сознании - деление накасты: каста жрецов, каста воинов и т. д. Такое
строгое разделениечуждо для современного сознания. Но в первой
послеатлантическойкультуре это не было чуждым, но понятным само собой. Тогда не
могло существовать ничего иного, кроме разделения человечества, сообразно
различным особенностям души, на четыре ступени. В этом не ощущалось жестокости,
ибо люди направлялись своими руководителями, чей авторитет само собою делал
правильным все их требования. Тогда говорили, что руководители, получившие в
Атлантиде воспитание от божественных существ, могли видеть, на какое место
должен быть поставлен человек и такое деле ие людей было совершенно
естественным.
Совершенно иное деление людей будет в седьмой культуре. В первой культуре
побуждение к делению истекало из авторитета; вседьмой культуре будет иначе,
люди будут группироваться повещественным признакам. нечто подобное мы находим у
муравьев; они образуют государство, которое в своем удивительном строении и в
своих удивительных качествах выполняет относительно неслыханнуюзадачу,
невозможную ни в каком человеческом государстве. Но там есть именно то, что
чуждо людям: деление на касты; каждый муравейвыполняет свою задачу.
Уже теперь можно предположить, что люди поймут, что в подобном делении на
группы заключается спасение человечества, и что онинайдут возможным разделение
труда и благодаря этому - равноправие; человеческое общество приобретет
удивительную гармонию. Это возможно проследить в анналах будущего. Так
возродится древняя Индия. И подобным же образом некоторые особенности третьей
культуры возродятся в пятой.
Если мы взглянем ближе нато, что является нашей непосредственной темой, то мы
увидим огромную область, мы увидим гигантские пирамиды, загадочного сфинкса, и
мы увидим, что души, принадлежавшие древним индусам, воплощавшиеся в Египте,
воплощенытеперь. И если мы рассмотрим немного в частностях общую характеристику,
|
|