|
падает участие Белого в строительстве первого Гетеанума, «Иоаннова Здания»;
затем — отъезд в связи с войной в Россию, деятельность в русском антропософском
обществе. И кризисный перелом в отношении к Штейнеру, происшедший с Белым в
1922
г., не помешал ему сохранить антропософское мировоззрение до конца жизни...
Другие русские мыслители были по преимуществу читателями книг — и отчасти
опубликованных лекционных курсов Штейнера. На «Мистерии древности и
христианство» и «Теософию» Штейнера есть ссылки в библиографии к «Столпу и
утверждению Истины» Флоренского. Булгаков, кроме книг, хорошо знал
христологические циклы Штейнера,— лично с основоположником антропософии эти два
ведущих русских софиолога не встречались. Бердяев, помимо чтения, в 1913 г., по
свидетельству Белого, слушал Штейнера в Гельсингфорсе, отнесясь двойственно к
его идеям[13]. Ограничимся сейчас этими фигурами; за пределами нашего
исследования мы вынуждены оставить такие весомые для русской культуры начала XX
в. имена лиц, в той или иной степени приобщившихся к антропософии, как Д.
Мережковский, 3. Гиппиус, Э. Метнер, Эллис, Н. Лосский, Г. Флоровский, Б.
Вышеславцев, В. Зеньковский — и это помимо сонма просто талантливых людей[14].
Результаты встречи русской софиологической мысли, вышедшей из Соловьева, с
антропософией оценить нелегко: картина пестра и сложна, ситуация не завершена.
Развитие русской софиологии изначально шло как бы по направлению к антропософии,
и в 10-е годы состоялась их встреча. Гностически настроенная русская мысль
приступила к «духовной науке» с целым кругом назревших вопросов,— но, кроме
того, это обращение было не одним умственным, но и религиозным алканием. И в
целом русскую мысль в конце концов постигло разочарование.
Обратное воздействие усмотреть совсем трудно. Хотя Штейнер придавал славянам, и
в особенности русским, огромную роль в эволюционном будущем человечества, не
создается впечатления, что он сам особенно пристально интересовался русской
культурой. Из русских мыслителей он познакомился с одним Соловьевым,,— талант
же
даже преданнейшего Андрея Белого — как последний сам с обидой пишет — поддержан
отнюдь не был. Нам не приходилось читать о том, что Штейнер провидчески оценил
русскую революцию 1917 г., что при его теоретической «русофильской» установке
(и
декларируемом ясновидении, отметим) сделать было бы более чем естественно.
Кончина Штейнера в 1925 г., кажется, вообще лишила антропософию ее творческого
начала.
С другой стороны, несмотря на всю открытость русских софиологов навстречу
новому
— новой духовности, новому гнозису — какие-то очень важные, ключевые аспекты
антропософии оказались для русского сознания неприемлемыми. Поистине камнем
преткновения для него стала христология Штейнера вместе с весьма чуждой
русскому
уму идеей перевоплощения,— главное же, отталкивало отсутствие Бога в системе
Штейнера. Оглядываясь сейчас назад, мы видим, что в целом отношение к «духовной
науке» было двойственным, самопротиворечивым, мучительным. Привлекали какие-то
интуиции и идеи Штейнера, казались прозрениями в бытие, ощущались
интимно-близкими, многое объясняли; но предпочесть авторитет «Доктора»
десятивековой вере, распадающегося на Будду, Заратустру, двух «Иисусов» и
Логоса
антропософского Христа — православному лику Спаса?! Этому сопротивлялось все
существо тогдашнего, не выпавшего из традиции русского человека, против этих
неслыханных вещей восставали его последние глубины. При всей богословской
свободе софиологов — ориентиры им часто указывал Якоб Беме (как и русским
масонам XVIII в.), куда чаще, чем святой Афанасий Александрийский — они не
могли
принять Штейнера религиозно. В Штейнере и антропософии не находили благодати —
особой православной любовной, милующей духовности, забывая при этом, что дары
Духа очень различны .... Словом, встреча не удалась — но лишь в том смысле, что
Бердяев и Булгаков не стали правоверными антропософами, а Штейнер не написал,
скажем, исследования о русской Софии. Как духовное же событие, встреча
состоялась и принесла свои плоды. Это был, действительно, диалог — встречи, на
общей территории, в общем предмете,— а не чисто враждебное противостояние.
Поэтому контакт, скажем, Бердяева, Андрея Белого, Флоренского и Булгакова с
антропософией были яркими и значимыми.
4
Если говорить о ситуации в целом, то к антропософии русское сознание тянулось,
ощущая кризис традиционного христианства, с одной стороны, и позитивной науки —
с другой; кризис этот нашел отражение и в европейской философии. Русские
религиозные мыслители были действительно новыми душами, с новыми бытийственными
|
|