|
выражает, т.е. между видимым и невидимым.
Также как по знаку можно уяснить себе мысль, изучая видимое, можно
непосредственно изъяснить невидимое. Но чтобы открыть идею, сокрытую в печатных
буквах, нам нужно было выучиться читать, то есть употребить специальную систему.
Чтобы открыть невидимое, скрытое в каком-нибудь явлении, нужно выучиться читать
по специальному методу. Главный метод тайной науки - это аналогия. Аналогией
определяют отношения, существующие между явлениями.
Для изучения человека прибегают к трем главным методам: можно изучать его
органы
и его функции: это изучение видимого, или изучение посредством индукции.
Можно также изучать жизнь человека, его разум, его душу - это изучение
невидимого или изучение посредством дедукции.
Можно, наконец, соединяя эти два метода, рассматривать отношение, существующее
между органом и функцией, или между двумя функциями, или между двумя органами -
это изучение посредством аналогии.
Итак, если мы рассматриваем легкие, подробное изучение нам покажет, что этот
орган получает снаружи воздух, который подвергается в нем известному
превращению.
Если мы рассматриваем желудок, наука поможет нам определить что этот орган
преобразовывает пищу, которую он получает извне.
Изучение феномена тут же прекращается. Оно и не может идти далее, чем
констатирование факта.
Аналогия позволяет обобщить эти данные, взглянуть на них с точки зрения
противоположной методу аналитическому: легкие получают извне нечто, ими
преобразуемое, желудок получает нечто им перерабатываемое.
Следовательно, легкие и желудок, осуществляя аналогичные функции, аналогичны
между собой.
Это заключение покажется более, чем странным людям, привыкшим к подробному
изучению, но они должны вспомнить о новой отрасли анатомии, называемой
анатомией
философской 1.
1 См. Д-р Жерар Энкосс (D-r Gerard Encausse "L'Anatomie philosophique et ses
divisions", | т.)
Если я выбрал в качестве примера сходство между легкими и желудком, то только
для того, чтобы предостеречь от заблуждения, которое навсегда закрывает знание
герметических текстов, предполагая, что две аналогичные вещи сходны между собой.
Это совершенно ложно: две аналогичные вещи не более похожи друг на друга, чем
легкое и желудок, или рука и нога. Я повторяю, что это замечание как нельзя
более важно для изучения тайных наук.
Метод аналогии нельзя назвать ни дедукцией ни индукцией: он пользуется
преимуществами, происходящими от соединения этих двух методов.
Если вы хотите ознакомиться с каким-нибудь памятником, то можете
воспользоваться
двумя средствами:
1.Ходить или скорее ползать 1 вокруг памятника, изучая малейшие подробности.
Таким образом вы познакомитесь с составом самых маленьких частиц, с отношениями
, которые они имеют между собой и т.д., но вы не будете иметь ни малейшего
представления об общем виде здания. Таково употребление метода индукции.
1 См. Эдгара По. (Edg. Poe "Eureka").
2.Взойти на возвышенность и смотреть на этот монумент как можно лучше, тогда вы
получите о нем общее понятие, но без малейшего представления о подробностях.
Таков способ дедукции.
Недостаток эти двух методов бросается в глаза и без дальнейших разъяснений.
Каждому из них недостает того, чем обладает другой; соедините их и истина
блистательно обнаружится, изучайте подробности, потом взойдите на возвышение и
начинайте снова, сколько понадобится, тогда вы великолепно узнаете все здание,
соедините метод физический с методом метафизическим - и вы дадите начало методу
аналогическому, подлинному выражению древнего синтеза.
Употреблять одну метафизику - как это делают богословы- это настолько же ложно,
как употреблять только физику, подобно физикам. Соедините "нумен" с "феноменом",
и явится истина.
"Что можно заключить из этого?"
"Из этого следует заключить, что сочинения Канта, в своей критической части,
показывают тщетность философских методов в том, что касается выражения явлений
высшей физики, и указывает необходимость постоянной проверки отвлеченных
выводов
с наблюдением явлений, осуждая заранее и бесповоротно все, что осталось в
чистых
феноменализме и рационализме" 1.
1 Lonis Lucas "Chimie nouvelie", стр. 21
|
|