|
кто одолел его. Аммиан Марцеллин описывает его последние мгновения; они
были мгновениями воина и философа. Проклятия христианских священников
долго витали над его могилой; но не прощал ли Спаситель, столь
возлюбивший благородные дела, приверженцев менее интересных и
благородных, чем несчастный Юлиан?
После смерти этого императора Магия и идолопоклонничество .
подвергались общему порицанию. В это время появились те секретные
ассоциации адептов, к которым гностики и манихеи тяготели в последующий
период. Эти общества были хранителями заблуждений и истины вперемешку, но
они передали под печатью страшного зарока Великий Аркан древнего
всемогущества вместе с разрушенными надеждами угасшего колдовства и
павшим священничеством.
.
ГЛАВА V ЛЕГЕНДЫ
Странные рассказы, содержащиеся в "Золотой Легенде", какими бы
сказочными они не были, тем не менее, сообщают очень многое о
христианской древности. Это скорее притчи, чем истории, стиль их очень
прост и восточен, как и стиль Евангелий; и их традиционное существование
доказывает, что средства мифологии использовались, чтобы сокрыть
Каббалистические таинства инициации Иоаннитов. "Золотая Легенда" это
христианский Талмуд, выраженный в аллегориях и апологиях. Изучаема с этой
точки зрения, она имеет реальное значение и представляет высочайший
интерес.*
-------------------------
Золотая Легенда была составлена около 1275 г. Якопо из Варацце,
архиепископом Генуи. Ее источниками были (а) Евсевий, (в) св.Иероним, (с)
Легендарные предания.
Одна из рассказов этой "Легенды" так переполнен таинственными
характеристиками конфликта Магии и раннего христианства, изложенными в
манере драматической и пугающей. Для нас он представляет собой некоторую
комбинацию "Мучеников" Шатобриана и "Фауста" Гете.
Юстина была молодой влюбленной девушкой, дочерью жреца идолов. Ее
окно открывалось во двор христианской церкви, так что она могла каждый
день слушать чистый голос дьакона; громко читавшего священное Евангелие.
Его слова дошли до ее сердца и проникли в него так глубоко, что когда
однажды вечером ее мать заметила, что она выглядит.очень печальной и
пыталась разгадать причины ее преображения, Юстина пала на колени и
сказала: "Благослови меня, мать, или забудь меня: я Христианка". Мать
заплакала и обняла ее, после чего обратилась к мужу и сообщила ему то,
что слышала. В эту ночь родителей посетил один и тот же сон. На них
пролился божественный свет, и мягкий голос сказал: "Придите ко мне, все
несчастные, и Я упокою вас. Придите к моему возлюбленному Отцу и я дам
вам царство, которое было'уготовано для вас с начала мира".
Настало утро, отец и мать благословили дочь. Все трое были
причислены к новообращенным и после обычных испытаний были допущены к
Святому Крещению. Юстина вернулась из церкви белая и сияющая, вместе с
матерью и престарелым отцом, между тем как два непривлекательных
человека, закутанные в плащи, прошли, как Фауст и Мефистофель, идущие за
Маргаритой: это были колдун Киприан и его ученик Акладий. Они
остановились, ослепленные увиденным, но Юстина прошла, не обращая на них
внимания, и вышла в зал со своим семейством.
Теперь сцена меняется, и мы находимся в лаборатории Киприана. Круги
очерчены, кровавая жертва еще трепещет на дымящемся блюде; гений тьмы
стоит перед колдуном, говоря: "Ты звал меня; я пришел. Чего ты хочешь?" -
"Я люблю деву". - "Обольсти ее". - "Она Христианка". - ''Соврати ее". -
"Я хотел бы обладать ею и не терять ее, можешь ли ты помочь мне". - "Я
соблазнил Еву, которая была невинна и ежедневно общалась с самим Богом.
Если твоя дева Хрис* тианка, то знай, что это был Я, кто привел Иисуса к
распятию". - "Тогда отдай ее в мои руки". - "Возьми эту волшебную мазь и
намажь ею порог ее жилища, остальное предоставь мне".
И когда Юстина уснула в своей маленькой простой комнате, Киприан
появился в ее дверях, произнося кощунственные слова и совершая страшный
обряд. Демон склонился над подушкой молодой девы и начал навевать ей
сластолюбивые сны с образом Киприана, кому она казалась снова выходящей
из церкви. В это время, однако, она взглянула на него; она услышала его,
потому что слова, которые он шептал, наполнили ее сердце тревогой. Н.о
она внезапно двинулась, проснулась и увидела себя с крестом. Демон исчез,
и соблазнитель, как часовой у двери, напрасно прождал всю ночь.
На завтра он снова вызвал своего адскогр знакомца. Тот признал свою
неспособность, и Киприан вызвал демона более высокого класса, который
преобразил себя в юную девушку и соблазнял Юстину советами и ласками. Та
уже была готова уступить, но ее ангел-хранитель помог ей; она вызвала
знак креста и отразила духа зла. Тогда Киприан вызвал владыку ада, и
Сатана прибыл лично. Он угрожал Юстине всеми бедствиями Иова и навлек
чуму на Антиохию; оракулы, по его наущению, объявили, что она прекратится
только тогда, когда Юстина удовлетворит Венеру и отвергнутую любовь.
Юстина, однако, молилась публично перед народом, и мор кончился. Сатана
|
|