|
полным сознанием, он сможет начать видеть проблески этой,
внушающей благоговение, Реальности. Некоторые великие посвященные в течение
длительного срока выполняли свою роль в качестве открывателей и держали перед
глазами начинающих учеников жизни идеал Одного Целого и Единства. Тем не менее
и тогда суть дела состояла в. смещении центра внимания с одной формы к другой,
и, таким образом, с более высокой точки зрения, получалось достижение ясных
проблесков возможной истины. Каждый век (и сегодняшний не является исключением)
считал, что постижение Реальности и его чувствительность к внутренней Красоте,
присущая данному времени, выше и ближе к Истине, чем все, что было до сих пор.
Наивысшее воплощение того, что называется Одной Жизнью, есть осознание
(посвященным высокой степени) воплощенного Логоса, Божества, и его
отождествление с сознанием этого изумительного Творца, Который ищет выражения
посредством солнечной системы. Посвященный на планете не может отождествить
себя с сознанием этого Отождествленного Существа (в эзотерическом смысле
термина), Который, говоря словами Бхагавад Гида, сказал: "Пропитав всю
вселенную частями Себя, Я сохраняюсь".
Эти мысли я рекомендую для рассмотрения и вашего тщательного обдумывания, и
прошу вас увидеть в этом, что существует постоянное расширение вашего чувства
сознания и растущая способность к пониманию соприкосновений с проясняющимися
Истиной, Реальностью, Красотой, о которой заявляет вселенная. В то же самое
время оградите себя от мистических восхвалений, возносимых Единой Жизни,
поскольку они имеют тенденцию быть не более чем отрицанием разумного
представления и ведут к буйному расцвету чувственного восприятия у высоко
развитых и сильно эмоциональных натур.
Следовательно, все, рассматриваемое нами в этом Трактате о Семи Лучах, будет
заключено внутри области мысли, которая относится к осознанию двойственности. Я
буду говорить языком двойственности, и я буду делать это не потому, что хочу
выделить ее для отрицания единства (поскольку это единство есть возможность),
но лишь из-за того, что все претенденты и ученики и все посвященные до третьего
посвящения - как я ранее говорил - качаются, подобно маятнику, между парами
Противоположностей, между духом и материей. Я говорю здесь не о паре
противоположностей астрального или эмоционального плана, которые являются
призрачными отражениями истинных противоположностей, но об основополагающей
двойственности проявления.
Я хочу иметь дело с материалом практически ценным, который может быть постигнут
просвещенным разумом среднего человека. Для всех учеников, кто ищет
просветления и правильного постижения, необходимо отбросить в сторону ударение,
которое часто делается на определенных сторонах истины, представляя последнюю
как сущность духовную или сущность умственную. Так, в царстве так называемого
"ума", обнаруживается великий принцип отдельности. И только в нем существует
великое "во-первых", "во-вторых" и т.д. Здесь весьма уместны слова посвященного
Павла, когда он сказал: "Пусть ваш ум будет подобен уму Христа", а в другом
месте добавил, что Христос создал "в себе, двойном, одного нового человека". И
через этот ум его учение было создано, истина постигнута, а Божество понято.
Когда мы более продвинемся по Пути, мы увидим, что дух нигде и везде, и
изречение, принадлежащее великой ученице Е.П.Б. и гласящее, что "материя есть
дух в самой низкой точке его периодической деятельности" и "дух есть материя на
седьмом плане", т.е. наивысшем, будет постигнутой действительностью для нашего
сознания. До тех пор это только интеллектуальная фраза, которая значит мало,
если не, считать того, что она выражает истину, но не дает возможности
проникнуть в ее суть. Все есть выражение духовного сознания, которое одушевляет
своей неотъемлемой жизнью все материальные формы. Личинка или червяк,
приводящие свои малые жизни в массе разлагающихся веществ, являются таким же
большим духовным проявлением, как и посвященный, проживающий свою судьбу в
массе быстро меняющихся человеческих форм. Во всем проявляется Божество; все
есть божественное выражение, во всем - форма чувствительного сознания и реакция
на окружение и, следовательно, форма сознательного выражения.
Семь Лучей являются первым разделением божественной троицы Духа-Сознания-Формы,
и они обеспечивают все поле выражения для проявленного Божества. Мы узнаем из
священных писаний мира, что взаимодействие или связь между Отцом-Духом и
Матерью-Материей в конечном итоге производит третье - Сына, или аспект сознания.
Этот Сын, произведение двоих, эзотерически определяется как "Первый, который
был третьим, но является вторым". Повод для такого выражения состоит в том, что
сперва существовали два божественных аспекта, Дух-Материя, или материя,
пропитанная жизнью, и это было только тогда, когда эти двое осуществили их
взаимное единство (заметьте неизбежную двусмысленность этой фразы), вследствие
чего появился Сын. Последовательность эзотеризма, однако, рассматривает
Дух-Материю как первое единство, и Сын, поэтому, выступает вторым фактором.
Этот Сын, который является божественной Жизнью, воплощенной в материи, и, далее,
создателем разнообразия и необъятности форм, есть воплощение божественного
качества. Мы можем поэтому пользоваться - для ясности - терминами
Жизнь-Качество-Явление как равнозначными более обычными троицам Дух-Душа-Тело,
или Жизнь-Сознание-Форма.
Я буду использовать слово Жизнь, когда буду упоминать о Духе, энергии, Отце,
первом аспекте Божественности и том существенном активном электрическом Огне,
который производит все, что существует, и является поддерживающей, порождающей
Причиной и Истоком всего проявления.
Я буду использовать слово Явление для обозначения того, что мы называем
материей, или формой, или объективным выражением; это то призрачное осязаемое
внешнее явление, которое оживляется жизнью. Это третий аспект - Мать -
затемненная и оплодотворенная Святым Духом, или Жизнью, об
|
|