|
плавятся, как это признают физики, и, в свете экспериментов химиков, металлы
производят воду густую и клейкую, или ртуть, которая тоже водяниста. Растения
имеют такое отношение к воздуху, что могут расти или созревать в воздухе, так
же, как все животные извлекают силу из огня, а свое происхождение с неба, и
огонь им столь естественен, что без него они не могут жить. Наконец, каждый из
этих родов отличается степенями элементарности; так говорят, что среди камней
темные и наиболее тяжелые происходят от воды, как хрусталь, берилл и жемчуга в
раковинах, а те, которые плавают в воде, смешаны с воздухом и губчаты, как
камень пемзы и тура. Есть и такие, которые смешаны с огнем, как стекло и
огненный камень. Также среди металлов есть такие, которые смешаны с землей, а
именно свинец и серебро; другие с водой, как ртуть; с воздухом — медь и олово;
и с огнем — золото и железо.
Так в растениях корни содержат землю благодаря их плотности, а листья — воду
благодаря соку, цветы — воздух благодаря их нежности, семена — огонь благодаря
их духу произведения. Помимо этого есть такие, которые теплы, другие холодны,
третьи — влажны, а четвертые — сухи, и которые ведут свои имена от свойств
элементов. Среди животных есть такие, в которых также доминирует земля, и
которые находятся внутри земли, как черви, кроты и многие ползающие животные;
другие — сформированы водой, как рыбы; в третьих — доминирует воздух, и они не
могут жить вне воздуха; в четвертых доминирует огонь, как в саламандрах и
кузнечиках, и в других имеется жар огня, как в голубях, страусах и зверях,
которых называет мудрец, которые испускают огромный жар. Кроме того, в животных
кости имеют отношение к земле, плоть — к воздуху, жизненный дух к огню, а к
воде — соки, которые находятся также в элементах как огонь — кровь, как воздух
— слизь, как вода — черная желчь. Наконец, в душе, следуя пониманию св.
Августина, — решительность в нем — как огонь, разум — как воздух, воображение —
как вода и чувство — как земля. Этот порядок находится даже в чувствах: так
чувство зрения участвует в огне, действительно оно действует только благодаря
огню и свету; чувство слуха — в воздухе, так как звук есть только биение
воздуха; а обоняние и вкус считаются водой, без влажности которой нет ни вкуса,
ни запаха. Наконец, осязание полностью землисто и касается тел наиболее плотных.
Эта аналогия находится в операциях человека, т.к. движение замедленное и
солидное содержит землю; страх и медлительность с ленью имеют отношение к воде;
нрав — веселый и приятный — к воздуху, а натура безжалостная и гневная подобна
огню. Элементам принадлежит первое место во всех существах, они образуют все
составы и свойства, и качество существ связаны с ними.
Глава восьмая
О ТОМ, КАКИМ ОБРАЗОМ ЭЛЕМЕНТЫ НАХОДЯТСЯ В НЕБЕСАХ, В ЗВЕЗДАХ, В ДУХАХ, В
АНГЕЛАХ И В САМОМ БОГЕ
По общему мнению платоников, все вещи, находящиеся в создателе мира,
присутствуют в мире телесном с той лишь разницей, что здесь они существуют
другим способом, а именно, следуя природе подчинения, принимающей влияние и
отпечатки. Так из элементов состоят не только все вещи здесь внизу, но и сами
небеса, звезды, духи, ангелы и сам Бог, который есть творец и создатель всех
вещей. В низшем мире элементы встречаются в грубой и материальной форме, в то
время, как в небесах они существуют в своей естественной и совершенной форме.
Так, все там находится в своей совершенной чистоте; прочность земли без
грубости и без материальности; подвижности воздуха без густоты и примеси, жар
огня без жгучести, сверкающий и животворящий. Среди планет Марс и Солнце
принадлежат огню, Юпитер и Венера — воздуху, Сатурн и Меркурий — воде, а те,
которые живут на восьмом небе, принадлежат земле так же, как Луна, о которой
многие думают, что она состоит из воды, т.к. она притягивает воды с неба и с
земли, и которыми она связана с нами, будучи ими наполнена благодаря своей
близости. Среди созвездий также есть такие, в которых доминирует огонь, в
других — воздух; в третьих — вода; в четвертых — земля; таким образом элементы
управляют небесами, распределяя в них все четыре своих качества, следуя трем
своим различным порядкам, принципу, способу и цели каждого элемента. Так
созвездие Овна берет у огня свой принцип, Лев — свой прогресс и свой рост, а
Стрелец — свою цель. Телец привлекает от земли свой принцип, Дева — свой
прогресс, а Козерог — свою цель. Близнецы берут принцип у воздуха, Весы —
прогресс, а Водолей — цель. Рак берет принцип у воды, Скорпион — прогресс, а
Рыбы — цель. Элементы же формируют и составляют благодаря их смеси, все тела с
планетами и знаками Зодиака, так же и духов, т.к. одни похожи на огонь, другие
— на землю, третьи — на воздух, четвертые — на воду. Вот почему говорят также,
что четыре потока преисподней принадлежат — Флеготон — огню, Коцит — воздуху,
Стикс — воде и Ахеронт — земле.
В писании виден огонь, который терпят осужденные, огонь вечный, которому
осуждены те, кто прокляты. Апокалипсис упоминает об огненном пруде, а Бытие
говорит о проклятых, что Бог поразил их испорченным воздухом; Иов говорит —
"они перейдут от снежных вод к чрезвычайному жару" и еще, что "есть земля мрака
и несчастий, покрытая темнотой смерти". Наконец, элементы находятся также во
всем, что есть небесного: в ангелах и блаженных духах, т.к. в них встречаются
прочность эссенции и сила земли (т.к. они являются прочным седалищем Творца),
милосердие и любовь, которые считают свойством воды. Автор псалма называет их
водами, когда он сказал Богу, говоря о небесах: "Вы, который управляете водами,
которые поверх вод, т.к. в них воздух тонкого духа и любовь огня, которая
сияет", — вот почему святое Писание их называет "крыльями ветров", а псалмист
делает на них указание в другом месте, говоря: "Вы, которые даете ангелам ваши
мысли, а вашим министрам силу пылающего огня".
|
|