|
смогли бы вместить в себя не то, что одна, тысячи, миллиарды материальных
вселенных. Погнавшись за копейкой, мы потеряли несравненно больше, чем просто
рубль.
По-моему, любому образованному человеку понятно, что идеализм и
материализм должны быть, наконец, уравновешены. Почему в античной философии мы
наблюдаем такой бурный расцвет, такой взлет мысли? Почему практически весь круг
философских проблем был выведен именно тогда? Да потому, что в античной
философии существовало равновесие между двумя крайними взглядами на «бытие и
сознание»! «Идеализм» и «материализм» существовали на равных. Именно это давало
такой мощный импульс для развития мысли, для духовного роста человека. В
дальнейшем верх взяло идеалистическое направление, (средневековье), и развитие
философии как бы замерло, остановилось. Потом, (история нового времени),
идеализм вытесняется материализмом и в настоящее время господство идеологии
материализма достигло своего апогея. В итоге – тот же застой в развитии, та же
духовная деградация. В сущности, в области философии со времен античности не
было открыто ничего принципиально нового! Так, может быть, пришло время, снова
уравновесить противоположности? Может быть, тогда нам откроется нечто, о чем мы
пока и не подозреваем?..
К чему я все это рассказываю? Мне бы хотелось донести до вас очень простую
и вместе с тем невероятно важную истину. Но предоставлю слово автору «Евангелия
от Морфея», который справится с этим намного лучше меня.
«…Любое знание, доступное человеку, всегда относительно! Большая часть
наших знаний есть истолковывание чувственных восприятий при помощи разума,
(использование приборов, в данном случае, есть лишь расширение диапазона
действия наших органов чувств). Однако одни и те же чувственные восприятия,
(результаты опыта), могут быть истолкованы сотней различных способов. Указать
же, которое из всех возможных толкований наиболее точно отражает
действительность, мы не в состоянии, ибо снова сталкиваемся с проблемой
толкования (перетолковывания). Насколько разум служит для нас орудием познания,
настолько же он может явиться средством, вводящим нас в заблуждение.
Общественная практика в данном случае критерием истинности знания служить не
может: истолкованное по-разному, на практике может действовать (или не
действовать) одинаково, и напротив – действующее (или недействующее) одинаково,
может быть истолковано разными способами. Практика – критерий относительной
истинности наших знаний.
Абсолютное знание о внешнем мире подразумевает полное теоретическое и
эмпирическое знание о нем в прошлом, настоящем и будущем. Но в силу
ограниченности, в силу специфики своих качеств, человек может лишь приближаться
к абсолютному теоретическому пониманию мира и в еще меньшей степени к знанию
эмпирическому, полному и всеобъемлющему, охватывающему всю Вселенную. Более
того, непрестанное развитие Вселенной всегда будет опережать человеческое
знание о ней, (и никакая способность предвидения, никакие расчеты не могут
выступать здесь критерием абсолютности), а это – еще один аргумент в пользу
того, что любое наше знание относительно.
Построение любой концепции начинается с принятия некоторых первичных
фактов в качестве аксиом, то есть бездоказательно, произвольно. Но может ли у
нас быть абсолютная уверенность в том, что истинны (абсолютно истинны) именно
данные аксиомы? Все, что мы знаем, в значительной степени принимается нами «на
веру», а потому говорить: «я знаю!» следовало бы как можно реже. Честнее и
правильнее будет: «я верю!», или же: «я верю, что знаю!..»
Какие из данной теории можно сделать выводы? Ну, во-первых, это
относительная приемлемость любых(!) точек зрения, любых концепций, с той
оговоркой, что каждая из них несет в себе лишь частицу абсолютной истины, но
несет ее непременно! Терпимость и уважение к другим точкам зрения, другим
концепциям, отличным от данной, ибо в силу относительности нашего знания мы не
можем абсолютно точно знать, кто из нас более прав, а кто более заблуждается.
Нет никакого противоречия между самыми различными и антагонистичными
концепциями. Такое противоречие всегда является лишь кажущимся, ибо исходит не
из Сущности предмета, а из его Формы. В своей же сути всё в этом мире
совместимо и все только взаимодополняет одно другое. Во-вторых, это отказ от
абсолютизации, (равно как и возведения в догму), любого, даже самого
«достоверного» и «абсолютно истинного» на первый взгляд знания. Ибо любая
абсолютизация подразумевает неизменность и завершенность, но одно из основных
свойств мироздания – динамическое развитие и совершенствование. В-третьих,
ценность преимущественно индивидуального знания для каждого отдельного индивида,
перед знанием общечеловеческим, имеющим первостепенную значимость для всего
человеческого сообщества, (но ни в коем случае не отрицание последнего!). Поиск
каждым индивидом «своего знания» без отрыва от «знания общего». И, наконец,
в-четвертых, осознание того факта, что любое наше знание, в такой же точно мере
является незнанием (заблуждением). Отказ от стремления, на данном этапе
развития, к абсолютной истине, как таковой, как к объективной величине.
Понимание того, что относительность нашего знания проистекает именно из
сопоставления его с абсолютной истиной, и что для нас наше относительное знание
является знанием «абсолютным»…»
Обычно, когда я начинаю рассказывать об устройстве Вселенной и Человека,
какими они представляются философам-идеалистам и оккультизму, меня
останавливают: «всё это интересно, но откуда, позвольте полюбопытствовать, вы
взяли все эти данные? Не фантазии ли это, не бред ли воспаленного воображения?..
» Дорогие мои, да оттуда же, откуда материалист-идеолог или естествоиспытатель
|
|