|
подходящий к теме нашего разговора.
«…Цель, которую я преследую, — говорит автор, — это возможность изменения
сознания человека, индивида технократического общества, в соответствии с
темпами развития самого этого общества.
Я уже упоминал об обессмысливании жизни современного человека, вследствие
подчинения его механистическому образу существования, вследствие изменения
самих жизненных ритмов, все более и более отличающихся от природных,
биологических ритмов. Кто бы, что ни говорил, но в конечном итоге, цель и смысл
жизни человека, (с позиции самого человека), это его личное счастье, в чем бы
это счастье ни заключалось. Однако не стоит забывать, что и счастье, лишь
«конфетка» в руках объективных сил природы или божественного Провидения, как
сказали бы раньше. Но можно ли быть счастливым, не будучи свободным? И не
является ли наивысшим проявлением свободы, доступной человеку, полное осознание
Себя, своих мыслей, чувств и поступков?..
То, насколько мы осознаем Себя, то, насколько мы отдаем Себе отчет в своих
действиях, чувствах и помыслах определяет уровень нашей личной свободы и
эффективность индивидуального развития Души. Думаю, этот тезис не вызывает
сомнений ни у кого из присутствующих. Однако давайте задумаемся, осознаем ли
мы всё, что происходит с нами и в нас в достаточной степени?.. Я ли управляю
своими мыслями, эмоциями и поступками или же они управляют мной?..»
Давайте и мы задумаемся над тем же. Давайте и мы спросим себя: «Я ли
хозяин своих собственных мыслей, эмоций, поступков, или же они лишь следствие
работы заложенной в меня программы, основу основ которой составляет моё
мировоззрение?»
Как-то я спросил одну свою знакомую, верит ли она в Бога? «Что за вздор? —
девушка сделала удивленное лицо. — Конечно, нет!» На вопрос: «Почему?», она
пояснила: «как можно верить в сказку, которую сочинили дикие невежественные
люди?»
Понимаете, в ее представлении Бог – это бородатый старец, сидящий на
облаке, или грозный Юпитер, поражающий молнией с вершины горы Олимп своих
врагов, или, наконец, бродячий проповедник из Назарета, распятый по приказу
римского прокуратора за то, что смущал речами народ на площади в Иерусалиме. Ее
так учили в школе, учили в институте. А выйти за рамки этих, действительно
примитивных, представлений, она не в состоянии, так как ее видение мира
базируется на «незыблемых научных («2x2=4», «Бытие определяет сознание»…)
Истинах».
Очень давно, в VII веке до н.э., в Древней Греции появляется философия, —
особое видение и описание мира, пришедшее на смену мифологическому образу
восприятия действительности. Античная греческая и греко-римская философия имеет
более чем тысячелетнюю историю. Но на протяжении всего этого срока
отличительной ее чертою остается то, что изучение мира осуществлялось по двум
основным направлениям: постижение объективной реальности (физис, космос) и
постижение реальности метафизической (интеллигибельной, субъективной). Такой
расклад сил, с незначительными колебаниями то в ту, то в другую сторону,
просуществовал до начала средневековья, когда христианская церковь объявила
себя единственным монополистом на истину и произошел резкий перевес в сторону
метафизики. О том, во что это вылилось, лучше не вспоминать. Равновесие было
нарушено, гармония утрачена. Согласно принципу адекватного отражения, маятник
не мог не качнуться в противоположную сторону, что в скором времени и случилось.
В первой половине XVII века, когда к власти рвалась набиравшая
политическую и экономическую силу буржуазия, внимание философов и ученых резко
переключается на изучение внешнего мира. Естественные науки переживают такой
расцвет, которого история предыдущих веков еще не знала. Капиталистический
способ производства стимулировал развитие науки, направленной на проникновение
в тайны материального мира. Спрос, как известно, рождает предложение. С каждым
новым успехом ученых-естествоиспытателей ряды философов-идеалистов редели все
сильнее и сильнее. А материалистическая наука не может существовать без
соответствующей идеологии, которая основного своего врага видела именно в
метафизике, именно в религии, так долго и так безжалостно угнетавшей своих
оппонентов.
В лагере ученых произошел «раскол». Идеология, это определенная точка
зрения, идея, доведенная до абсурда, уверовавшая в свою непогрешимость и
абсолютность, в свою незыблемость. То, что мы наблюдаем в наши дни, есть не
победа Истины, не победа Науки, а именно победа материалистической идеологии.
Все мы прекрасно знакомы с ньютоновской физикой, но мало кому известно,
что в космологии Ньютона предполагалось существование Бога-творца, что в
познавательных целях он использовал Священное писание, пытаясь расшифровать, к
примеру, пророчества Даниила. С именем Лейбница мы связываем универсальные
алгоритмы вычисления истины, однако, его учение о монадах, неделимых духовных
единицах, каждая из которых управляет определенным фрагментом видимого мира,
отвергается нами как глупое заблуждение.
Что мы от этого выиграли? О, конечно же, очень многое! Наше господство над
природой с каждым днем растет и крепнет. Говоря о могуществе Человека в
начале главы, я имел в виду именно это могущество – могущество над окружающим
нас материальным миром. А что мы потеряли? Думаю, гораздо больше, чем то, что
уже сумели и сумеем получить от природы когда-либо в будущем. Человек
растворился, человек утратил свою духовную сущность и смысл бытия. Кроме того,
вне сферы нашего изучения осталась такая область явлений и фактов, которую не
|
|