|
обладали властью воображаемого Личного Бога, а неизменные универсальные законы
были бы нашей игрушкой, тогда, конечно, мы смогли бы создать такие условия, что
эта земля превратилась бы в Аркадию для возвышенных душ. Но поскольку мы
вынуждены иметь дело с неизменным законом и сами являемся его созданиями, мы
должны были делать то, что могли, и оставаться благодарными. Бывали периоды,
когда "значительная часть просвещенных умов" обучалась в наших школах. Такие
времена знали Индия, Персия, Египет, Греция и Рим. Но, как я отмечал в одном из
писем к мистеру Синнетту, адепт — это цветок своей эпохи, и за целое столетие
появляется сравнительно немного таких людей. В плане морали Земля является
полем битвы ничуть не меньше, нежели в отношении физических сил, и неистовость
животных страстей всегда склонна подавлять духовность под влиянием грубых
энергий низшей группы эфирных сил. Чего еще можно ожидать от людей, столь тесно
связанных с низшим царством, из которого они вышли в процессе эволюции? Верно и
то, что именно сейчас наши ряды редеют, но это потому, что, как я уже говорил,
мы принадлежим к роду человеческому, подвластны циклическому импульсу и
бессильны обратить его вспять. В силах ли вы повернуть Ганг и Брахмапутру
обратно к истокам? Можете ли вы хотя бы перегородить их плотинами так, чтобы
вздувшиеся воды не вышли из берегов? Нет; но вы можете частично направить эти
воды в каналы и использовать их гидравлическую энергию на благо человечества.
Так и мы, хотя не в силах помешать движению мира в направлении,
предначертанном судьбою, но все же можем отвести часть его энергии в полезные
каналы. Если вы представляете нас полубогами, мое объяснение вас не
удовлетворит; но если рассматривать нас как простых людей, которые, быть может,
стали чуть более мудрыми благодаря специальной подготовке, оно должно послужить
ответом на ваше возражение.
"Чего хорошего можем добиться мы с моим приятелем (мы неотделимы друг от
друга) при помощи оккультных наук?" — спрашиваете вы. Если туземцы увидят, что
англичане и даже некоторые высшие чиновники британской администрации в Индии
проявляют интерес к науке и философии их предков, они и сами открыто возьмутся
за их изучение. А если они придут к пониманию того, что древние "божественные"
феномены были не чудесами, а научными эффектами, то ослабеют суеверия. Таким
образом, величайшее зло, угнетающее индийскую цивилизацию и препятствующее ее
возрождению, со временем исчезнет. Ныне в образовании господствует тенденция к
тому, чтобы сделать индийцев материалистами и с корнем выкорчевать из них
духовность. При условии надлежащего понимания того, что хотели выразить наши
предки в своих писаниях и учениях, образование стало бы благословением, тогда
как сейчас оно зачастую является проклятием. В настоящее время коренные жители
Индии, как необразованные, так и просвещенные, считают, что христианская вера и
современная наука делают англичан слишком предубежденными, чтобы последние
стремились понять индийцев и их традиции. Англичане и индийцы охвачены взаимной
ненавистью и недоверием. Под влиянием изменившегося отношения к древней
философии индийские князья и состоятельные люди стали бы открывать средние
школы для обучения пандитов; снова обнаружились бы старинные рукописи, до сих
пор скрытые и недосягаемые для европейцев, а имеете с ними — ключ ко многому из
того, что было веками недоступно пониманию народных масс, того, что ваши
скептически настроенные санскритологи не стремятся, а ваши религиозные
миссионеры — не осмеливаются понять. Наука приобрела бы при этом многое, а
человечество — всё. Благодаря стимулирующему влиянию англо-индийского
Теософического Общества, мы со временем могли бы стать свидетелями нового
золотого века санскритской литературы...
Обратив свои взоры к Цейлону, мы увидим, как наиболее просвещенные
священнослужители объединяются под руководством Теософического Общества, придя
к новому толкованию буддийской философии; а в Галле 15-го сентября, в
присутствии более чем трехсот учащихся, открылась светская теософская школа для
обучения сингальской молодежи — пример, которому на этом острове собираются
последовать еще в трех местах. Если Теософическое Общество "в своем теперешнем
состоянии" и в самом деле не обладает "подлинной жизнеспособностью", но при
этом его скромные усилия тем не менее приносят столько практической пользы, то
насколько более впечатляющих результатов следует ожидать от организации,
устроенной в соответствии с самым лучшим проектом, какой вы только могли
предложить?
Те причины, которые внедряют материализм в сознание индусов, в равной
степени воздействуют и на все мышление Запада. Система образования возводит на
престол скептицизм, но заключает в темницу духовность. Вы могли бы принести
колоссальную пользу, помогая народам Запада обрести надежную основу для
воссоздания их гибнущей веры. Все, что им нужно, — это эмпирические
свидетельства, источником которых может служить только азиатская парапсихология.
Дайте их Европе, и вы принесете счастье душам тысяч людей. Эра слепой веры
миновала, воцарилась эпоха исследований. Исследования, которые лишь разоблачают
ошибки, но не дают никакого фундамента, на котором могла бы строить душа, лишь
создают борцов с традиционными религиями и предрассудками. В силу своей
деструктивности такого рода борьба ничего не дает; она способна лишь разрушать.
Но человека не может удовлетворить одно лишь голое отрицание. Агностицизм — это
всего лишь временная остановка на пути. Этот момент подходит для того, чтобы
задать направление периодически возвращающемуся импульсу, который уже на
подходе и который либо заставит нашу эпоху двигаться в сторону крайнего атеизма,
либо потащит ее назад, к полному контролю духовенства над государственными
делами, если вообще не вернет ее к философии древних ариев, ориентированной на
душевные потребности. Тот, кто в наши дни наблюдает за тем, что происходит, с
одной стороны, среди католиков, которые плодят чудеса с такою же легкостью, как
|
|