|
пивоваренном заводе не оказалось никого из европейцев, а также то, что кули,
посланный за водою, проявил тупость, необычную даже для кули, и вернулся ни с
чем только потому, что не нашел ни одного европейца, которому мог бы передать
мою записку, — оба эти обстоятельства были чистой случайностью. Между тем без
них у нас не возникло бы необходимости добывать воду оккультным способом. Кроме
того, оба эти момента стали возможны лишь в результате другой, основополагающей
и крайне маловероятной случайности, заключавшейся в том, что слуги отпустили
нас на пикник, не снабдив необходимыми припасами. У меня не укладывается в
голове, что кто-нибудь из присутствовавших на пикнике мог предположить, будто
какая-то бутылка с водой осталась незамеченной на дне корзины; ведь слуг уже
выбранили за то, что они не взяли достаточно воды; перед этим они полностью
опустошили все корзины, потому что мы не могли смириться со своим положением,
пока не убедились, что воды действительно больше нет. Более того: попробовав
воду, "сотворенную" мадам Блаватской, я убедился, что она не походит по вкусу
на ту, которая выходила из наших собственных фильтров. У нее был какой-то
земляной привкус, не свойственный воде, которую подают в современную Симлу; но
вода мадам Блаватской столь же сильно, хотя и по-иному, отличалась от
отвратительной грязной воды из единственной реки, которая протекает в том лесу.
Как же появилась эта загадочная вода? В подобных случаях ответ на такой
вопрос представляет собою великую тайну, которую я способен раскрыть лишь в
самых общих чертах; однако невозможность понять, как адепты манипулируют
материей, — это одно, а невозможность отрицать, что они действительно
манипулируют ею при помощи метода, который Запад по своему невежеству именует
сверхъестественным, — это совсем другое. Это реальный факт, независимо от того,
можем мы его объяснить или нет. Грубое народное присловье, гласящее, что
"коровью ляжку не оспоришь", несет в себе здравую мысль, которую наши
осторожные скептики слишком часто упускают из виду, рассматривая вопросы вроде
тех, которыми я сейчас занимаюсь. Нельзя опровергнуть существование факта,
просто утверждая, что, по вашему мнению, он должен был бы быть иным, а не таким,
каким он является на деле. Еще сложнее будет отмахнуться от множества фактов,
приведенных мною здесь, выдвигая с этой целью ряд нелепых и противоречивых
гипотез. Наши непреклонные оппоненты частенько не замечают, что скептицизм,
который до определенного момента свидетельствует об остроте ума, становится
признаком интеллектуальной ущербности, если цепляться за него перед лицом
надежных и несомненных доказательств.
Я помню, как вскоре после изобретения фонографа чиновник по делам науки,
состоявший на службе британского правительства в Индии, прислал мне статью,
написанную по поводу первых сообщений об этом аппарате. Там он доказывал, что
эта новость — не что иное, как мошенничество, поскольку описанное устройство
невозможно с научной точки зрения. Рассчитав частоту вибраций, необходимую для
воспроизведения звуков, этот господин весьма убедительно доказал, что результат,
которого добились изобретатели фонографа, принципиально недостижим. Но когда
фонографы в должное время завезли в Индию, этот ученый оставил свои прежние
заявления, что подобное невозможно и что в каждом фонографе сидит по человеку,
хотя снаружи этого незаметно. Последнее — это позиция самодовольных личностей,
которые решают проблему, связанную с происхождением оккультных и духовных
феноменов, просто отрицая существование оных, хотя о нем на собственном опыте
свидетельствуют тысячи людей и целые полки книг, которых твердолобые скептики
не читают.
Здесь я должен добавить, что X. впоследствии изменил свое мнение насчет
того, насколько удовлетворителен был феномен с чашкой и блюдцем. Он заявил, что,
по его мнению, версия о канале, прорытом снизу, от реки, по которому могли
подбросить эти предметы, обесценивает данное явление в качестве научного
доказательства. Я уже обсуждал эту версию, и констатация того факта, что X.
перешел на другую точку зрения, никоим образом не затрагивает изложенных мною
обстоятельств. Я упомянул здесь о перемене его мнения лишь для того, чтобы
читатели, которые, возможно, слышали или читали где-то в другом месте о
феномене, произошедшем в Симле, не подумали, будто я стараюсь скрыть от них,
что мнение X. изменилось. И в самом деле, убежденность в реальном существовании
оккультных сил, которую я обрел в конце концов, является совокупным результатом
всего накопленного мною опыта, так что я затрудняюсь точно определить, какой
именно вклад внес в эту уверенность каждый конкретный феномен, который мне
довелось наблюдать.
Вечером того же дня, когда произошел феномен с чашкой, имел место случай,
которому суждено было стать предметом необычайно широких дискуссий во всей
англоязычной прессе Индии. Я говорю о знаменитом "случае с брошью". Все факты
были затем изложены в небольшом заявлении, подготовленном для публикации и
подписанном девятью очевидцами. Я непосредственно ознакомлю читателя с этим
заявлением; но комментарии, которых оно удостоилось впоследствии, доказали, что
текст его был слишком лаконичным, чтобы дать полное и точное представление о
произошедшем. Поэтому я опишу здесь ход событий более подробно. При этом я могу
достаточно свободно называть имена участников, потому что все они были
приведены в приложении к опубликованному документу.
Мы, то есть моя супруга, я сам и наши гости, поднялись на холм, чтобы
пообедать с мистером и миссис Хьюм, которые нас пригласили. Нас было
одиннадцать человек; мы разместились за круглым столом, причем мадам Блаватская,
сидевшая рядом с хозяином, была усталой, подавленной и необыкновенно
молчаливой. В начале обеда она не произнесла почти ни единого слова, и мистер
Хьюм беседовал в основном с леди, которая сидела по другую руку от него. В
Индии принято во время обеда ставить на стол перед каждым гостем особый
|
|