|
не существует. Но не его, пребывающего в суетности своей, ищем мы, дабы принять
в свои братья. Вопреки его ожиданиям, мы не выходим на всеобщее обозрение, ибо,
в отличие от него, не жаждем пристальных взглядов невежественной толпы. Пустое
любопытство - вот что заставляет глупцов искать членства в ордене; вступив же в
него, они громогласно восклицают: «И это - суета и томление духа!».
Однако усилия Фладда оказались тщетными. К концу XVIIB. розенкрейцерство и
магия приобрели весьма одиозную репутацию и пребывали в этом состоянии вплоть
до середины XVIII В., когда данная тема вновь стала актуальной. Именно в это
время начали возникать многочисленные псевдорозенкрейцерские организации.
Глава 2
ВОЗРОЖДЕНИЕ И РОМАНТИЗАЦИЯ ТАЙНОЙ МАГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Тому, что народная магия выжила в период 1б80-1800гг, она во многом обязана
деятельности астрологов и так называемых знахарей. Первые из них занимались
«талисманной магией» - изготовлением и освящением амулетов, предназначенных для
предотвращения неблагоприятного планетарного влияния, возращения утерянных
вещей, приобретения способности влиять на людей и тд. Более авторитетные
астрологи осуждали подобные занятия и часто публиковали в своих ежегодных
альманахах статьи, нередко содержащие острую критику в адрес таких конкурентов.
О знахарях, предсказателях, народных целителях и «белых колдуньях» того времени
известно очень немногое, поскольку они действовали весьма осторожно, их
клиентуру в основном составляли крестьяне или ремесленники. Периодика этой
эпохи почти не содержит упоминаний об их деятельности. По-видимому, в Х1Хв. их
особенно было много в отдаленных районах Англии и Уэльса.
В качестве примера здесь можно привести биографию Джона Харриса. Он родился в
1785г. в Кармартеншире. Изучал медицину в Лондоне, но, не закончив курс, начал
практиковать как знахарь (по-валлийски - dyn hysbys). Клиенты приезжали к нему
издалека, даже из Кардиффа. Свое тайное знание, по его словам, он получал
главным образом от общения с миром духов. Он также занимался астрологией,
являясь ее убежденным сторонником, и использовал «магическое зеркало» для
предсказания будущего. Местные жители уверяли, что раз в году он уединялся в
отдаленном и безлюдном месте, чертил магический круг, произносил
соответствующие заклинания и с помощью самого Дьявола обновлял свои
сверхъестественные силы на весь следующий год!
Вполне возможно, что именно его вера в точность астрологического предсказания в
некоторой степени явилась причиной одного несчастного случая, закончившегося
для него трагически. Изучив расположение планет на день своего рождения, он
пришел к заключению, что в его гороскопе есть «смертельная дирекция»,
выпадающая на конкретный день в 1839 году. Потому в этот день он оставался в
своей постели, надеясь или избежать приближающегося несчастья, или, что более
вероятно, спокойно встретить свой конец. Внезапно его разбудил крик, что в доме
пожар. Харрис поспешил принять участие в тушении пожара. Таская ведра с водой
на крышу, он поскользнулся, упал с лестницы и в результате сломал себе шею.
Сейчас он покоится на кладбище в Кайо. Скромная надпись на его могильном камне
гласит: «Хирург Джон Харрис».("Деятельность Харриса продолжил его сын, который
умер десятью годами позже. Интересные и более подробные сведения об отце и сыне
можно найти в брошюре Артура Ми «The Harrieses of Cwrt-y-Cadno».)
Трудно определить, в какой степени магия выжила в Х1Хв. на интеллектуальном и
философском уровне. По крайней мере, мы точно знаем, что некий маг использовал
сложную енохианскую систему магии, разработанную Ди. Об этом говорят
оставленные им конспекты. Вполне вероятно, что были и другие, изучавшие
теоретические аспекты магии. Когда в 1791г. в свет вышли первые номера
«Conjuror's Magazine» («Журнал Волшебника»), в редакцию сразу же хлынул поток
писем от людей, интересовавшихся главным образом астрологией, но при этом явно
обладавших некоторыми знаниями о таких предметах, как ритуальная магия и
алхимия. Уильям Гилберт, часто публиковавшийся в этом журнале, фактически
пытался заработать на жизнь изготовлением талисманов. Он писал: «Изготовление
талисманов - великое искусство, которым я полностью овладел в результате
упорной борьбы с его противниками... Поэтому мне будут платить и платить
хорошо».
Он также учредил или пытался учредить школу, в которой учили бы «Астрологии и
Духу, а также сущности и применению талисманов». Плата за обучение составляла
от 20 до 150 фунтов в год. Гилберт, кажется, даже предпринял попытки прибрать к
своим рукам весь рынок по продаже талисманов (он не мог быть большим), угрожая
разрядить и сделать бесполезными изделия конкурентов! Он дал такую рекламу:
Никакие талисманы, никем не могут быть произведены в будущем, кроме моих
учеников. И я сведу на нет силу всех талисманов, кроме тех, которые сделаны под
моим
руководством или мною самим." (Дополнительная информация о Гилберте и о журнале,
для которого он писал, содержится в увлекательной книге Эллика Хоуи о
современной астрологии «Дети Урании».)
Конец XVIIIB. был отмечен некоторым ростом интереса к магии и другим
«герметическим наукам» со стороны дилетантов и аристократов. В значительной
степени это было связано с готическим возрождением, вылившимся в моду на
всевозможные поделки в средневековом духе. Так, например, в 1784г. начали
издаваться «Небесные науки» Эбенезера Сибли. Несмотря на то, что в них давались
инструкции по демонстрации таких псевдонаучных экспериментов, как создание
иллюзии цветка из пустоты, и что они вмещали в себя большой раздел по магии и
|
|