|
недовольства собой и своей жизнью, со страстной мечты о высшем. Это -
процесс самонаблюдения и самооценки, в ходе которого алхимик постоянно
проверяет себя и убеждается в своем желании достичь цели. В сочетании с
непоколебимой решительностью сделать ради этого все возможное, такой
процесс самооценки постепенно приводит к распаду природного "я". Все
внешние, поверхностные свойства личности сгорают дотла, и остается лишь
тончайшая "пудра" внутренней сущности человека. Второй этап, cолюция,
представлял собой растворение прокаленной пудры в "минеральной воде, не
смачивающей руки". Под "минеральной водой" здесь понимается ртуть. Иногда
на этом этапе добавляли в сосуд обычную ртуть, но чаще поступали иным
образом. Пары, вышедшие из исходного вещества за время кальцинации и
считавшиеся философской ртутью ("духом" вещества), конденсировали в
ртутную жидкость и в этой жидкости растворяли прокаленную пудру. Многие
алхимики жаловались на особую сложность этого процесса. Перевод исходного
материала в жидкое состояние обычно считался решающим шагом на первых
стадиях Делания, предопределяющим успех всей дальнейшей работы. "Не
совершай никаких операций до тех пор, пока не получишь воду". Широко было
распространено убеждение в том, что все вещи произошли из воды; такие
авторитетные философы, как Платон и Аристотель, полагали, что вода,
застывая в недрах земли, порождает металлы. В диалоге "Тимей" Платон
классифицирует как воду все вещества, способные находиться в состоянии
текучей жидкости, в том числе и металлы, которые делаются текучими при
нагревании. Золото - это вода "плавкой разновидности", а медь - это
"блестящая и твердая разновидность воды". Аристотель утверждал, что земля,
нагретая лучами солнца, выделяет испарения двух разновидностей: одно -
парообразное и влажное, другое -дымообразное и сухое. Заключенные в недрах
земли, эти испарения превращаются металлы и минералы. Металлы происходят
"создает парообразное испарение, заключенное это "испарение, застывшее
прежде, чем оно стало Поскольку металлы, по алхимической теории, - это
сгущенная вода, то для того, чтобы превратить металл в воду, нужно вернуть
его в состояние Первоматерии и очистить от дефектов, которые он приобрел
во время своего "роста" в недрах земли. Этот процесс похож на старания
психоаналитика вернуть своего пациента в раннее детство или даже в
материнскую утробу (еще один алхимический символ!), чтобы тем самым
разрешить первопричины его психологических недостатков. Солюция,
приблизительно соответствующая аркану Таро Луна, - это процесс глубокого
самоанализа и состояние столь же глубокого отвращения к себе. Прокаленная
пудра, символизирующая более устойчивые внутренние характеристики
человека, растворяется в ртутной жидкости. Глубинные установки,
предрассудки, пристрастия алхимика, вся структура его эмоций и реакций
растворяется под действием "ртути" - проницательного взора, устремленного
в глубины его души. Самая трудная задача этого процесса состояла в том,
чтобы найти истинную философскую ртуть, обрести истинную проницательность.
Солюция была чревата многочисленными опасностями: алхимик мог поддаться
страху, отчаянию, иллюзиям и самообманам. "Воды солюции горьки", -
говорили алхимики, а К. Г. Юнг, проводя параллель между алхимией и
психоанализом, писал: "И вправду горько открывать, что за твоими
возвышенными идеалами кроются узкие, фанатичные - и тем более дорогие тебе
- предубеждения, а за претензиями на героизм таится не что иное, как
грубый эгоизм, инфантильная жадность и самодовольство. Эта болезненная
стадия коррекции - неизбежный этап всякого терапевтического процесса"*.
Испытание горькими водами ведет к следующей стадии - сепарации. Согласно
Рипли, сепарация - это разделение "субъекта" Великого Делания на масло и
воду. Совершает сепарацию не алхимик, а сам Господь Бог; это означает,
по-видимому, что алхимик просто оставлял растворенный материал в сосуде,
пока тот не претерпит упомянутое разделение. Целью этого процесса являлось
разложение алхимического сырья на исходные компоненты - либо на четыре
первоэлемента, либо, согласно раннесредневековой теории, на ртуть и серу.
Ртуть и сера вместе взятые сочетали в себе четыре базовых качества, на
которых, в свою очередь, основывались четыре первоэлемента. Сера,
соответствовавшая аристотелевским дымообразным испарениям, была горячей и
сухой, а ртуть как парообразные испарения - холодной и влажной. Горючая
сера заключала в себе элемент Огня (горячего и сухого), а жидкая ртуть -
элемент Воды (холодной и влажной). Отсюда происходит утверждение о том,
что Философский Камень состоит из огня и воды. В поздней алхимии сепарация
означала расщепление сырья на ртуть, серу и соль, или на дух, душу и тело.
Независимо от того, сколько компонентов должно было получиться в
результате сепарации -два, три или четыре, - целью ее являлось дальнейшее
очищение материала и приближение еще на один шаг к Первоматерии путем
возврата к базовым элементам. Прежде чем приступить к Великому Деланию,
алхимик ощущал себя цельной личностью; и завершиться Делание также должно
было совершенной целостностью Философского Камня. Однако в процессе работы
он исследовал первопричины своего поведения и тем самым разрушал чувство
своей цельности; при этом ему могло казаться, будто его разрубают на части
или разрывают на клочки: Т. Э. Лоуренс в "Семи столпах мудрости" описывает
это состояние. Оно наступало как следствие презрения к себе в сочетании с
физическим истощением; кроме того, Лоуренс также стал объектом
садистического сексуального "воспитания" (аркан Таро Башня). В какой-то
момент он почувствовал, что "распадается на части". Тело его (которое
алхимик назвал бы солью) продолжало ехать по своим делам верхом на
|
|