|
душа (чувства, желания, природные склонности и устремления) и дух (высшие
способности разума - вдохновение, воображение, прозрения, совесть и
способность выносить нравственные суждения). Во всяком металле соль - это
тело, инертное, пассивное, женское начало. Огненная сера - это душа
металла, соответствующая пылким страстям человека и обладающая мужской
природой. А ртуть соединяет и примиряет противоположные друг другу серу и
соль; ртуть двупола и соответствует духу человека, посредством которого
веления души преобразуются в деяния тела. Эта концепция представляла собой
возврат к гораздо более древнему троичному делению человеческой природы на
тело (эквивалент "связующей пневмы" стоиков), душу (страсти и желания,
"животная пневма") и дух ("разумная пневма" или, во вселенском масштабе,
Логос Иоанна-евангелиста, Словом Божиим, которое также считалось Мыслью
Божией; ср. сефирот Хокма и Бина в Каббале). Согласно теории нисхождения
человеческой души на землю через небесные сферы, дух сокрыт внутри души.
Вырвавшись на свободу после смерти человека, дух сбрасывает с себя слой за
слоем все внешние оболочки, в конце концов освобождаясь не только от тела,
но и от души, и воссоединяется с Богом.
Подобно каббалистам, гностики и приверженцы мистических культов вовсе не
считали смерть необходимым условием для соединения человека с божеством.
"Спасенные светом Твоим,- гласит гностическая молитва, - возрадуемся мы,
что Ты явил Себя нам в совершенстве, возрадуемся мы, что Ты сделал нас
богами еще при жизни, позволив узреть Тебя *". В мистериях Митры
посвящаемый восходил на семь ступеней, минуя семь ворот; тем самым он
подражал восхождению души через планетные сферы. В мистериях Исиды
посвящаемый надевал на себя или снимал семь (иногда - двенадцать) одеяний.
И в том, и в другом случае целью посвящения было "перерождение":
посвящаемый претерпевал "малую смерть" и возрождался богом. Герой "Золотого
осла" Апулея в финале романа проходит посвящение в мистерии Исиды. Деталей
церемонии он не раскрывает, однако говорит, что достиг самых рубежей смерти
и вернулся в мир живых. Затем он предстает облаченным в двенадцать
священных стол и в так называемую "олимпийскую столу" (плащ, украшенный
изображениями священных животных); голова его увенчана пальмовым венком,
символизирующим лучи восходящего солнца. "Вдруг завеса отдернулась, и,
разукрашенный наподобие Солнца, словно воздвигнутая статуя, оказался я пред
взорами народа. После этого я торжественно отпраздновал день своего
духовного рождения **". Попытка стать богом - это и есть Великое Делание
магии и алхимии. Веру то, что человек может достичь божественности еще при
жизни, а неблагородные металлы можно превращать в золото, греко-египетские
алхимики-гностики связывали с современными им техниками работы по металлу.
Один из этих алхимиков, Зосима из Панополиса (Египет, около 300 года н. э.)
описывает свой сон, в котором он видел жреца, освящавшего куполообразный
алтарь, воздвигнутый на подножии из пятнадцати ступеней. Зосима услышал
голос этого жреца; тот говорил: "Я свершил нисхождение по пятнадцати
ступеням во тьму и восхождение по ступеням к свету. Эта жертва обновляет
меня, избавляя от плотной телесной природы. Так, освященный необходимостью,
я стал духом". Жрец сообщает, что ему пришлось испытать нестерпимые
страдания. Его расчленили мечом. Затем его кости перемешали с плотью и
"сожгли на очистительном огне". В результате такого преображения тела он
стал духом.
Слово, которым обозначен куполообразный алтарь - "phа1е", - служило также
названием куполообразного стеклянного сосуда, который помещали над
дистиллятором для конденсации паров. Возможно, в сновидении Зосимы в
символической форме предстает разрушение "тела" металла при нагревании и
выделение пара - "духа" металла. Но кроме того, этот сон напоминает
посвящение в мистерии. Нисхождение по ступеням во тьму и возвращение к
свету - символ нисхождения и восхождения души через планетные сферы.
Расчленение жреца мечом - это "малая смерть", предшествующая возрождению.
Сжигание в очистительном огне - это очищение земной природы и преображение
ее в духовную.
Затем в том же сновидении Зосима увидел множество людей, погруженных в
кипящую на алтаре воду; горя, они стенали и плакали. А затем перед
сновидцем предстал медный человек, в руке которого была свинцовая
табличка. Некто сказал Зосиме, что "люди, желающие достичь добродетели,
приходят сюда и становятся духами, избавившись от тел". Пробудившись,
Зосима велел своим читателям строить храм "словно из белого свинца, словно
из алебастра, возведение коего не имеет ни начала, ни конца. Да будет
внутри его источник чистой воды, сверкающий, словно солнца...". Затем
следует взять меч и найти узкое отверстие - вход во храм. У входа будет
лежать змей. Нужно схватить змея, убить его, содрать с него кожу и встать
на его тело, словно на ступень перед входом. И тогда ищущий обрящет.
Медный человек станет серебряным, а если таково будет желание искателя, то
и золотым *.
Храм следует понимать как лабораторию алхимика, алтарь - как его аппарат,
людей - как ингредиенты Великого Делания, которые превращаются в духов,
или пары; а змея - как трудности, с которыми алхимик сталкивается в своей
работе. Однако значение сна Зосимы имеет и гораздо более глубокий смысл.
Современный оккультист, по-видимому, интерпретировал бы образ храма, не
имеющего ни начала, ни конца, как истинное и вечное "я" человека, символом
которого выступает женское тело, содержащее в себе таинственные воды
жизни, божественную искру. "Узкое отверстие" напоминает 14-й стих 7-й
|
|