|
жидкостью, она, однако, не смачивает поверхность, с которой соприкасается.
Поэтому ртуть называли "муже - женским" металлом и часто символически
изображали в виде гермафродита. Встречаются также изображения ртути в виде
единорога, укрощаемого девственницей (символ примирения
противоположностей) в виде борьбы льва с единорогом (символ антагонизма
противоположностей); и в виде дракона или крылатого змея - фантастических
животных, в которых массивность (змея, земля) сочетается с подвижностью
(крылья, воздух, пар).
Ртуть алхимиков была не обычной ртутью, а "философской", т. е. идеальной
субстанцией, а природная ртуть считалась лишь несовершенным ее подобием.
Кроме философской ртути, алхимики выделяли еще несколько идеальных
субстанций, доказательство существования которых находили в платоновской
теории идей, а также у Аристотеля, утверждавшего, что четыре первоэлемента
в том виде, в каком мы их знаем, не являются истинными. Например, воздух,
которым мы дышим, представляет собой не элемент Воздуха в чистом виде, а
смесь всех четырех первоэлементов, в которой Воздух лишь преобладает над
остальными компонентами.
Особая роль ртути в алхимии определялась не только античной теорией
первоэлементов (которая повлияла на средневековых алхимиков не напрямую, а
через посредство арабских трактатов, переводившихся на латынь начиная с
XII века и позднее), но и Библией. Философскую ртуть отождествляли с Духом
Божьим, носившимся над водой до сотворения мира. Бог сотворил Первоматерию
- пустую зияющую тьму: "Земля же была безвидна и пуста и тьма над
бездною..." (Книга Бытие, 1:2). Затем тьма сгустилась и стала водами, над
которыми и витал Дух Божий. Дух Божий одухотворил Первоматерию и придал ей
структуру, в которой содержались семена всех будущих вещей. Это деяние
Духа уподобляли оплодотворению и высиживанию яиц, вспоминая древние мифы о
том, что жизнь во вселенной возникла благодаря божественному соитию.
Ортелий, алхимик конца XVI века, писал, что Дух Божий "носился
(incubavit*) над .водой" и "возлежал на водах древних, оплодотворил их и
высидел в них семя, словно курица - яйцо *". Это деяние считалось
предпосылкой всего последующего процесса сотворения мира. Утверждали, что
в первой главе Книги Бытие содержатся все тайны Великого Делания, и
некоторые адепты разрабатывали алхимические процессы по образцу семи дней
творения. Ортелий также говорил, что Дух Божий "был вдунут во все вещи
словом Божиим и воплощен в них". Это идея - еще один старинный прообраз
теории вибрирующей вселенной. В Книге Бытие Бог творит мир, произнося
повеления и выдыхая воздух; так, при сотворении Адама Господь "вдунул в
лице его дыхание жизни". Произнесение слов и дыхание порождают вибрации
воздуха, и цитированный выше современный автор, рассуждая об одухотворении
четырех первоэлементов "Словом, осенившим их в момент Творения", пишет
далее, что дуновение Слова создало вибрации, пронизавшие всю вселенную.
Оккультисты часто проводят параллель между духом, или заключенной в
человеке божественной искрой, и вдохновением, которое в буквальном смысле
означает нечто, вдунутое в человека. На основании первой главы Евангелия
от Иоанна алхимики и оккультисты стали отождествлять творящее Слово Божие
с Духом Божиим из Книги Бытие, с жизненным принципом, с божественным
дыханием, оживившим Адама, и с искрой божественного света, скрытой в
недрах материи. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было
Бог. Оно было в начале у Бога: все чрез Него начало быть, и без Него ничто
не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет
человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Евангелие от
Иоанна, 1:1-5).
Ртуть-"дух" предстает в алхимических текстах во множестве разнообразных
обличий. В XII-XIII столетиях господствовало убеждение, что все металлы
состоят из ртути и серы. Легковоспламеняющаяся сера рассматривалась как
огненный, активный, мужской принцип, а ртуть - как водный, пассивный и
женский. Иногда же сама ртуть считалась двуприродной, сочетающей в себе
мужской и женский принципы. Идеальное золото алхимиков, Философский
Камень, считался порождением союза философских серы и ртути, взятых в
идеальном равновесии, и соединение этих двух ингредиентов - примирение
противоположностей - являлось главным этапом Великого Делания.
В IX веке выдающийся арабский алхимик ар-Рази предположил, что в металлах
содержится еще и третий компонент - соль. В позднеевропейской алхимии эта
идея обрела огромное значение. В XVI столетии Парацельс, не отказываясь от
теории четырех первоэлементов, тем не менее утверждал, что все на свете
состоит из философской ртути, серы и соли: "Мир таков, каким Бог создал
его. В начале Он создал его в виде тела, состоящего из четырех элементов.
Это первозданное тело Он основал на тройственном союзе ртути, серы и соли,
и таковы три субстанции, из которых состоит совершенное тело. Ибо они
образуют все, что состоит из четырех элементов, и содержат в себе все силы
и свойства бренных вещей. В них заключены день и ночь, тепло и холод,
камень и плод и все прочее, еще не имеющее формы *". Попытки примирить
четверицу (четыре первоэлемента) с троицей (ртуть, сера и соль) и двоицей
(пары противоположностей - день и ночь, и т. д.) и преобразить все это в
единицу (Философский Камень) были одним из главных занятий алхимиков
позднего периода.
Таким образом, в теорию алхимии включилась идея троичности материи,
соотносящаяся с божественной Троицей и с тройственной природой человека.
Три части, из которых, по этой классификации, состоит человек, - это тело,
|
|