|
энергию). Считалось, что металлы растут в недрах земли точно так же, как
ребенок - в чреве матери. В немецком справочнике по металлам и горному
делу, опубликованном в 1505 году, говорится: "Следует отметить, что для
роста или воспроизводства руды необходим родитель и некий предмет,
способный Принять порождающее действие Базовая для всей алхимии аналогия
между жизнью металла и жизнью человека является очередным отражением
магической теории, утверждающей, что все вещи в мире сотворены по образу
человека. Первый этап Великого Делания состоял в том, чтобы низвести
неблагородный метал до состояния Первоматерии, которая "убивала" его,
лишая внешней формы, и в то же время высвобождала скрытую внутри него
искру новой жизни (подобно тому, как в момент смерти человеческая душа
освобождается от тела). Затем эта искра жизни воссоединяется с
Первоматерией и порождает "эмбрион" металла, который от природы
предрасположен к тому, чтобы стать золотом, ибо Природа стремится к
совершенству. Вскормленный должным образом, этот эмбрион будет расти и, в
конце концов, родится в тигле алхимика в форме совершенного золота -
Философского Камня. Таков общий план работы алхимика, за вычетом
бесчисленных тонкостей и деталей процесса. Алхимики отличали "тело"
вещества - его несгораемую часть - от "духа" - горючей и летучей части.
Когда дерево "гибнет" в огне, образуются дым и зола. Зола - это мертвое
тело дерево, а дым, воспаряющий к небесам, - дух, или искра жизни дерева.
Веру в то, что в любой материальной форме заключена искра божественной
жизни, падшая с небес, алхимики заимствовали из сложной системы
религиозно-философской мысли, бытовавшей в странах Восточного
Средиземноморья на рубеже нашей эры. Эту веру разделяли гностики,
считавшие, что душа спускается от Бога через небесные сферы и попадает в
плен материальной оболочки. Наличие в Книге Бытие двух различных версий
мифа о сотворении человека побудило иудейских и гностических комментаторов
к разнообразным спекуляциям на тему двойственности человеческой природы и
к выводу о том, что небесная, духовная сущность сочетается в человеке с
земной, материальной. Манихеи, почерпнувшие представление о божественной
искре из зороастризма, утверждали, что в начале времен силы Тьмы, обуянные
завистью, пошли войной против божественного царства Света. Захватив
частицы света, темные силы заключили их в сотворенные ради этой цели
человеческие тела. Поэтому тьма в человеке смешана с божественным светом,
который манихеи называли "живым Я" или "светящимся Я" (прообраз понятия
астрального тела, принятого в современной оккультной теории). Некоторые
христианские гностики называли этот внутренний свет "искрой света" или
"семенем света". А в Новом Завете он именуется "pneuma" - "пневма", что в
буквальном переводе с греческого означает "дыхание" или "дух". Греческие
философы также разрабатывали теории пневмы. Аристотель утверждал, что все
вещи на земле подвержены изменениям и распаду из-за того, что они состоят
из четырех первоэлементов, которые по своей природе изменчивы. При этом он
признавал устойчивость видов: крыса всегда рождает крысят, а не черепашек.
В наше время устойчивость видов объясняется в конечном итоге
специфическими свойствами ДНК. Аристотель же объяснял ее действием
неизменного компонента, содержащегося в мужском семени, - пневмы. В этом же
направлении развивались идеи философов-стоиков последних веков до н. э. и
первых веков н. э. Они утверждали, что пневма - это нечто, наличествующее в
живых существах, помимо твердых и жидких веществ, из которых состоят их
тела. Пневма распространяется волнами, подобно звуку; существуют различные
"тона" пневмы, или степени натяжения (по аналогии с барабаном, издающим
различные звуки в зависимости от натяжения кожи). Это древняя форма
оккультной теории вибрирующей вселенной. Характеристики любого предмета
зависят от степени натяжения волн его пневмы.
В живом организме содержатся различные типы пневмы. "Связующая пневма" не
дает организму распасться и обеспечивает его единство, "животная пневма"
одушевляет его, а "разумная пневма", присущая только мыслящим существам,
наделяет его разумом. "Разумная пневма" - это стоический эквивалент
божественной искры, падшей с небес. Она продолжает жить после смерти тела
и, приняв форму огненного пара, возвращается к своему первоисточнику на
небесах. Этот первоисточник - "универсальная пневма", связующая все вещи
субстанция, или Единое *.
Алхимики со своими антропоморфными представлениями о вселенной полагали,
что вся материя содержит в себе пневму, или дух, который они отождествляли
со ртутью, на латыни носившей имя "mercury" - в честь бога разума
Меркурия, соотносящегося с "разумной пневмой" стоиков. Яркий блеск ртути,
должно быть, напоминал алхимикам о божественном свете, заключенном в
материи, а ее жидкая форма, по-видимому, породила представление о том, что
ртуть - это жизненная сила всех металлов. Жидкости вообще считались
носителями жизни; примерами тому служили дождевая вода, кровь, сперма и
содержимое птичьих яиц. Если металлы вообще - это живые существа, то самой
живой среди них, несомненно, должна быть именно ртуть: ведь она подвижна,
и не зря ее называют также "argentvive" "живое серебро".
Ртуть считалась духом всякой отдельной материальной формы и
отождествлялась паром, выделяющимся при нагревании вещества. Иногда ее
связывали с единым, лежащим в основе всего многообразия, - в том же
смысле, в каком у стоиков "разумная пневма" отдельного живого существа
являлась частью "универсальной пневмы". Как и Единое, ртуть сочетает в
себе полярные противоположности. Она - металл, но она же- жидкость. Будучи
|
|