|
учении Разум выступает как сознательное, разумное начало в царстве
бесконечности, использующее в качестве орудий живые существа; и Человек,
интеллектуальная способность, которая есть выражение Мирового Разума, может
воспринимать, отражать и преобразовывать его мысли, подобно тому как алмаз
начинает светиться в лучах солнца.
Ученый будущего, обретя духовное восприятие, признает эту истину. Но когда
придет то время, положения науки перестанут быть просто суждениями и
убеждениями, и их место займет знание. Не будет никакого смысла в изучении
чужих мнений, противоположных твоим, ибо люди будут знать истину, и вместо того,
чтобы быть учеными, будут мудрыми.
Повсеместный утилитаризм нашего века есть следствие общего непонимания истинной
природы Человека и того, что для него в действительности полезно и ценно.
Обретя индивидуальное сознание и знание, человек вошел в противоречие с
универсальным законом10, и если он вернется в "рай", пребывающий в его
собственном сердце, приведя свои желания в гармоничное соответствие с этим
законом, он сможет "простереть руку свою и взять также от древа Жизни и вкусить
и жить вечно"11. Ничего нет выше во Вселенной, чем Бог, осознавший свою силу в
человеке, ставшем совершенным.
Если мы считаем, что цель нашей жизни — ублажать наше материальное "я" и
обеспечивать его всем необходимым, и что такое материальное благополучие и есть
высшее счастье, мы принимаем низ за верх и иллюзию за правду. Материальность
нашей жизни — следствие материальности наших тел. Мы — "черви земные",
поскольку привязаны к земле своими стремлениями. Если мы сумеем встать на путь
эволюции, которая сделает нас менее материальными, более тонкими, возвышенными,
возникнет совершенно иная цивилизация. То, что кажется нам теперь нужным, то,
без чего мы не можем обойтись, станет тогда абсолютно бесполезным; если наше
сознание сможет переноситься со скоростью мысли в любую точку земного шара,
прежние транспортные средства и средства связи нам уже не потребуются. По мере
того, как мы всё глубже погружаемся в материю, приспособления, которыми мы
вынуждены поддерживать свою жизнь, становятся тоже всё более материальными; но
сущностный и могущественный бог в человеке не материален — в обычном смысле
этого слова — и не подвластен ограничениям, налагаемым материей.
Возвышение недолговечного и хрупкого "реального" человека до состояния
совершенства, присущего вечному идеальному человеку, есть важнейшее Таинство,
которое нельзя узнать из книг. К этой великой тайне может приобщиться и ребенок,
но она навсегда останется скрытой от того, кто, живя лишь в мире чувственных
восприятий, не способен постичь её. Обретение духовного сознания есть Magnum
opus, Великое Делание, о котором алхимики говорили, что на него могут уйти
тысячелетия, а может — один миг, и даже женщине, сидящей за прялкой, под силу
свершить его. Они рассматривали душу человека как тигль, где пребывающим в
непрестанном борении чувствам дано очиститься жаром высоких стремлений и
священной любви к истине. Алхимики учили тому, как можно сублимировать душу
смертного человека и очистить её от всех земных привязанностей, пробудив к
жизни и освободив бессмертную её часть; как очищенные элементы, будучи подняты
к высшему источнику закона, низвергаются вниз "потоками белоснежного ливня",
видимыми всем, ибо они представляют собой все деяния жизни святой и чистой. Они
учили, как превратить неблагородные металлы — то есть животные энергии в
человеке — в чистое золото истинной духовности и как, обретя духовное сознание
и жизнь — аллегорически представлявшиеся как эликсир жизни, — душа может
сохранить свою невинность и юность и получить бессмертие.
Все эти истины разделили судьбу прочих истин: непосвященные неправильно поняли
и отвергли их, ибо невежды всегда громче всех требуют правды и отворачиваются
от неё, когда им её преподносят, поскольку слепы и не могут её разглядеть;
алхимия как наука известна сейчас только тем, кто способен её постичь. Теологи
и масоны — те и другие на свой манер — сохранили учение алхимиков, и хорошо,
если какой-нибудь масон или священослужитель понимает, о чем он толкует. Таких
истинных последователей очень немного. Системы, в которые было облечено древнее
знание, по-прежнему в ходу, но холодная рука сенсуализма и материализма
коснулась внешних их форм, и дух их покинул. Доктора и священники видят только
внешность, и немногие способны прозреть сокровенную тайну, в которой формальные
образы черпают свою жизнь. Ключ от внутреннего святилища потерян теми, кому
доверено было его хранить, и ученики Хирама Абифа не отыскали забытый пароль.
Загадка египетского Сфинкса еще ждет своего решения, и ответ на нее будет явлен
только тому, кто имеет достаточно сил, чтобы самому найти его.
Но истина по-прежнему живет. Она обитает на вершине горы, зовущейся Вера в
вечный Закон Блага. Она сияет в глубинах внутреннего мира человека и изливает
свой благословенный свет в лежащие внизу долины; и там, где двери или окна
открыты навстречу этому сиянию, она разгоняет тьму, давая людям — будь то
мужчина или женщина — понимание того, что по сути своей они подобны богу, и
выводя их на путь, ведущий к совершенству. По этому пути свет истины будет
вести их, пока не утихнут сражения, и не воцарится опять закон, и они не
обретут вечное счастье, воплотив высочайший идеал Мироздания.
Глава IIРЕАЛЬНОЕ И НЕРЕАЛЬНОЕ
Аллах! Би'-сми'-ллах! — "Бог един".
Коран
Повсюду на необъятных просторах Вселенной мы видим бесчисленное количество форм,
принадлежащих к разным царствам и видам, и представляющих бесконечное
|
|