|
интеллект должен служить опорой интуиции, а чистая душа — обитать в здоровом
теле. Как добиться этого, не объяснят ни наука, исследующая иллюзии, ни религия,
основанная на этих иллюзиях; этому учит Религия Мудрости веков, суть которой —
истина; овладеть ею — высшая цель жизни человеческой.
Эта Религия Мудрости — наследие пророков, святых и просветленных, всего мира, и
неважно, какую веру они исповедовали. Древние брахманы, египтяне и евреи
возглашали о ней в храмах и пещерах, её проповедовал Гаутама, она — основа
Элевсинских и вакхических мистерий греков, она — изначальная суть учения Христа.
Это религия человечества, что стоит превыше конфессий и формальностей. Ныне,
как было и в древности, истины эти не поняты и искажены теми, кто претендует на
духовное учительство. Фарисеи и саддукеи Нового Завета — прообразы современных
церковников и ученых. И теперь, как в те времена, предрассудки и себялюбие
распинают истину, погребая её в склепе невежества, откуда она восстает вновь и
вновь. Сейчас, как и тогда, дух покидает форму, гонимый теми, кто, служа форме,
ненавидит его. Мудрость вовеки останется тайным знанием для идолопоклонников,
почитателей внешнего, даже если кричать о ней с крыш и проповедовать на базарах.
Торговец, занятый своими фунтами и пенсами, не заметит чудеснейших пейзажей,
интеллектуал станет просить о знамении и не увидит, что знаки божественного
присутствия окружают его. Воскресение Спасителя — это пробуждение добра в
человеческой душе; свет его озарит жизнь последующих поколений.
Никто, вероятно, не станет отрицать волшебную силу добра; но если мы допускаем
существование благой белой магии, то должны принять как данность и злую, черную
магию. Развивший (или осознавший) в себе сверхличностную силу может
воспользоваться ею как для добрых, так и для злых дел, однако если применять её
для достижения собственных целей, маг утрачивает могущество, так как тогда на
первый план выходит "я", которое силой не обладает. Каждый день мы читаем о
наделенных немалым интеллектом людях, устремивших все свои помыслы ко злу. Мы
видим, как одни люди заставляют других служить своим целям, играя на их
тщеславии, жадности, эгоизме и амбициях, как ради удовлетворения собственных
желаний люди совершают убийства и разжигают войны. Но всё это, по сути, только
борьба за существование. Причина подобных действий — не любовь ко злу, а поиски
личной выгоды, поэтому нельзя считать их черной магией. Настоящие черные маги —
те, кто творит зло ради самого зла, кто вредит другим, не надеясь извлечь из
этого пользу для самого себя. Это соблазнители и разносчики сплетен, хулители и
клеветники, все, кто сеет раздор в семьях, кто мешает развитию человечества и
поощряет невежество, — всех их по праву можно назвать силами Тьмы; а тех, кто
совершает добро только ради него самого, мы назовем Детьми Света.
Борьба между Светом и Тьмой стара как мир; свет может проявить себя лишь на
фоне тьмы, а зло — лишь на фоне добра. Добро и зло — это свет и тень,
составляющие один извечный принцип Жизни, и одно проявляется рядом с другим.
Хотя абсолютное Благо и возможно, мы не узнаем его, не сравнив со злом. Также
невозможно и абсолютное зло без проблеска добра. Если в душе не останется
доброго начала, силы, её составляющие, борясь между собой, разорвут эту душу на
части. Спаситель человека — его воля к добру. Эта воля влечет его к тому, что
есть Благо, и в конце, когда прекратится деятельность в верховном источнике
всех энергий, некогда породившем жизнь, — тогда Силы Тьмы будут обречены на
страдание, а Дети Света воссоединятся с извечным началом Блага.
Глава IИДЕАЛ
Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему
должны поклоняться в духе и истине.
Иоан. 4:24
Высочайшее желание, которое может лелеять разумный человек, и исконнейшее его
право — это быть совершенным. Знать всё, любить всё и быть известным всем и
возлюбленным всеми; быть господином всего сущего — вот состояние, которое в
какой-то степени ощущается интуитивно; однако интеллект смертного не в силах
даже вообразить себе, что такое возможно. Некоторое представление о подобном
блаженстве имеет тот, кто был — пусть на краткий миг — счастлив. Тот, кого не
тяготят печали и не волнуют собственные желания, тот, кто осознает свою силу и
знает, что он свободен, может почувствовать себя властелином миров и царем
творения; и в такие моменты он и правда является им — для себя, — хотя кажется,
что подданные его даже не подозревают о его существовании.
Но когда человек пробуждается от грез и смотрит на внешний мир через окошки
своих пяти чувств, когда он начинает рассуждать об окружающем разумно, видение
исчезает; он видит себя сыном Земли, смертным, прикованным множеством цепей к
одной из пылинок Вселенной, к шарику материи, зовущемуся планетой и дрейфующему
в безграничном пространстве. Он считает теперь, что идеальный мир, который
мгновением раньше являлся ему во всём своем великолепии и славе, был лишь
беспочвенным порождением мечты, не имеющим никакого отношения к
действительности; что несомненно реально лишь физическое существование и его
несовершенства, и иллюзии этого существования кажутся ему тем единственным, что
достойно внимания. Человек видит вокруг себя материальные формы и начинает
искать среди них то, что отвечает его высочайшему идеалу.
Величайшее желание каждого смертного — достичь того, что существует в нем как
его высший идеал. Нельзя представить себе человека без идеала. Сознавать —
значит сознавать наличие некоего идеала; разрыв с идеальным миром был бы
смертью. Человек, не стремящийся к нему, бесполезен в хозяйстве Природы: тому,
кто осуществил все свои желания, незачем больше жить, ибо жизнь для него теперь
|
|