|
трудится для пользы "я", а не ради умножения в мире Блага. Значит, силе
абсолютного Блага не за что благодарить его, и лишь собственное "я" может его
вознаградить.
Тот, кто вершит зло, увлекаемый страстями, несвободен. Тот, кто желает
недоброго, но удерживается, боясь наказания, не властен над собой. Лишь тот,
кто откроет в своем сердце высшую Силу всего мира — лишь он обретает свободу.
Человек, чья воля подчинена низшему "я", — раб самого себя, тот же, кто овладел
своим низшим "я", познает высшую жизнь и обретет истинную силу.
Наука Жизни — это умение подчинять низкое и развивать высокое. Первое, чему мы
учимся, — как отбросить себялюбие. Это главный демон, о котором писал Эдвин
Арнольд:
Греху личности, которая в мире,
Как в зеркале, видит свое прекрасное лицо
И кричит "я", мир ответит: "я",
И все исчезнет, пока она будет жить.2
Низшее "я" состоит из множества маленьких "я", из которых каждое предъявляет
собственные требования, и тем громче, чем больше им потакаешь. Эти полуразумные
стремления души разорвут её, если дать им взрасти, и их должно подчинить власти
истинного Владыки, высшего "Я" — власти Духа.
Чтобы выполнить эту задачу, необязательно становиться человеконенавистником и
бежать в джунгли, питаясь там плодами собственного больного воображения.
Повседневные мелкие неприятности прекрасно прекрасно развивают силу воли у тех,
кто еще не овладел собственным "я". "Уйти от мирской суеты" не означает
презреть цивилизацию, забыть математику и логику, пренебрегать интересами
человечества, бездельничать и забросить семью. В подобном случае, напротив,
разрастается себялюбие, душа сжимается, вместо того чтобы вместить в себя весь
мир. "Отказаться от себя" значит всего лишь отказаться от тщеславных
устремлений. Это значит "жить в мире, но не цепляться за мир", предпочесть
любовь к нему любви к себе и поставить общие интересы выше собственных.
Духовный рост сопряжен с отказом от себя. Забыв свое "я", мы начинаем меньше
заботиться о собственной личности, о собственных чувствах и желаниях, и тогда
понимаем, что люди — вовсе не вечные, неизменные и неизменяемые существа,
одинокие среди других одиноких, запертые в своих непробиваемых раковинах, но
что все мы — воплощения единой бесконечной Силы, объемлющей мироздание, и тела,
временное наше жилище, — средоточия ее потоков. Сила течет в нас и излучает
свет, образуя бесконечную сияющую сферу, чья окружность бесконечна, а центр —
везде.
Стоит взглянуть с такой высоты, и все личные интересы покажутся мелкими и
незначащими. Человек тогда предстает как средоточие чего-то высшего, а все люди
— как песчинки на берегу бесконечного океана. Удача, слава, любовная страсть,
успех и прочее — мыльные пузыри, и человек, не колеблясь, оставит их, как
детскую игру. И это никто не назовет жертвой, ведь подросшие мальчики и девочки
не "жертвуют" своими игрушечными пистолетиками и куклами, они просто больше не
занимаются ими. По мере того как детский ум развивается, ребенок забывает
прежние интересы. Точно так же окружение и вся планета начинают казаться
человеку мелкими по мере того, как развивается его дух, крохотными, как пейзаж,
который видишь с вершины горы, в то время как бесконечное предстает еще более
неохватным. Понимание этого "отнимает нас у родины и дома"3 и делает подданными
Мироздания; оно отделяет нас от смертных родителей и друзей, чтобы связать с
ними навеки как с бессмертными братьями и сестрами; оно уводит нас из пределов
призрачной действительности к безграничному царству Идеального и, освобождая
человека из тюрьмы ничтожного тела, ведет его к высшему блаженству Вечной
Вселенской Жизни.
Каждое живое существо, в том числе и человек, — всего лишь точка пересечения
энергетических потоков, текущих из мирового источника Жизни, и чем крепче эти
энергии связаны с телом, тем сложнее им проявить себя, возрасти и излиться
вовне. Тот, кто сосредоточен на своем "я", кто использует свои способности лишь
для удовлетворения собственных желаний, уменьшает свою мощь и постепенно теряет
значимость, он перестает видеть целое, а целое перестает видеть его. Если же
кто-то попытается, не обладая нужным запасом энергии, обратить свои силы к
царству неведомого, не подкрепив их развитым интеллектом, усилия его породят
только тени, что обречены затеряться в бесконечности. Такой человек не сумеет
понять то, что увидит в мире духовного, он, скорее всего, превратится в
упрямого и суеверного фанатика, сновидца. Гармоничное развитие требует не
только расширения восприятия, но и одновременного накопления энергии.
Некоторые люди обладают очень развитым интеллектом, но слабы духовно; некоторые
сильны духовно, но не очень умны; но избран тот, кто крепок и умом, и духом.
Ведь прежде, чем начать пользоваться какой-то вещью, мы рассматриваем её и
пытаемся представить, что и как с ней нужно делать. Понимание — результат
усвоения и развития, а не простой зубрежки. Это — осознание природы вещей, оно
приходит после долгих раздумий. Путешественник, ночью явившийся в незнакомую
местность, проснувшись утром, с трудом поймет, где находится. Возможно, во сне
ему грезился дом и близкие; и только когда он откроет глаза, когда присмотрится
к новой и непривычной обстановке, — лишь тогда отступят образы сновидения, и
странник сможет понять, где он. Прежде чем постигать новые истины, следует
отвергнуть старые заблуждения. Человек лишь тогда обретает жизнь в Духе, когда
начинает осознавать свою духовность.
Чтобы достичь совершенства, требуется в равной мере физическое здоровье,
интеллектуальное развитие и духовное познание и деятельность. Неэгоистичный
|
|