|
определённых идей. То, что эти идеи были придуманы судьями, а признания
выбирались под пытками, — это уже другой вопрос...
В самом деле, «другой вопрос»! Роббинс склонен к недооценке; люди с
крепкими нервами могут получить удовольствие от чтения его книги. Каждая
общественная библиотека должна иметь этот справочник (почему я лоббирую чужую
книгу? Потому что я, в частности, стараюсь указывать людям на хорошие и
полезные книги по данному предмету).
Снова настала пора для лингвистики. Слово «ведьма» происходит от
англо-саксонского wicce, произносившегося как «вич». Многие современные культы
так называемой белой магии пытаются убедить людей, что wicce означает
«мудрость», или некое тайное знание. Таким образом wicce-craft считается
«ремеслом мудрых» и фактически приравнивается к магии. Так вот, они ошибаются!
Любой, кто не поленится провести глубокое исследование или хотя бы заглянуть в
«Оксфордский словарь английского языка», вскоре обнаружит, что wicce не имеет
ничего общего с мудростью. Это слово происходит от германского корня wic,
означавшего «поворачивать или сгибать». Очевидно, легко расширить это значение
до «управлять или изменять» в общем и до «магического управления» в частности.
Вскоре wicce будет означать «способный управлять вещами», или, в наших терминах,
«обладающий талантом».
Не позволяйте стандартному антропологическому определению колдуна как
человека, практикующего магию и не принадлежащего к религиозному истэблишменту,
вводить вас в заблуждение (хотя это и недалеко от истины). В историческом
определении колдун — это любой человек, пользующийся магией в повседневной
жизни, но не до такой степени, как настоящий маг. Здесь интересно отметить
крутые повороты в христианских теологических определениях. До 1450 года вера в
колдовство считалась ересью. Между 1450 и 1750 гг. ересью считалось не верить в
колдовство. Теперь вера в колдовство опять считается ересью.
Но перейдём к определению «колдуна», которым мы будем пользоваться в этой
книге (определение «чародея» будет дано позднее). Колдун — это человек,
пользующийся магией как религиозным феноменом, то есть он использует
«сверхъестественные» силы, полученные от почитаемого божества. Акцент делается
на теургии, а не на тавматургии.
Таким образом, маг черпает свои силы от Природы и следует её законам, в
то время как колдун получает свои силы от божества, наделяющего его
неестественными или «сверхъестественными» способностями.
В Европе всегда было больше колдунов, чем магов. Колдуны происходили из
крестьян и, по крайней мере на первых порах, держались за старые верования и
традиции. В Европе никогда не существовало всеобщего культа или «религии
колдовства», как утверждают некоторые, хотя в областях, находившихся под
кельтским, германским или балтийским влиянием, прослеживается определенное
сходство. Человеческие сообщества были слишком консервативными и удалёнными
друг от друга. Люди молились своим богам, придерживались древних верований и,
как это свойственно всем представителям нашего рода, резали глотки каждому, кто
называл Мать-Землю Фрейей, а не Данну, или наоборот. В каждом племени имелись
свои друиды, знахари, шаманы, барды, повивальные бабки, травники и сказители,
ревниво оберегавшие свои секреты. Племена, живущие в десяти милях друг от друга,
редко объединялись даже для защиты от общего врага, не говоря уже об
упорядочении и объединении своих верований (хотя они были готовы скорее убить
или умереть, нежели признать это). Вполне возможно, что колдуны в разных
странах имели почти одинаковые ритуалы, но это не говорит о существовании
общеевропейского «культа колдовства». Нам следует остерегаться распространения
экуменических идей двадцатого века на колдунов далёкого прошлого.
Когда христиане пришли с огнём и мечом, язычники сделали вид, что
обратились в новую веру, но большинство по-прежнему придерживалось традиционных
убеждений. Наслушавшись христианских историй о дьяволе, язычники без труда
добавляли ещё одного рогатого бога к своему пантеону, особенно потому, что
понятие «полубога-полуживотного» было одним из наиболее распространённых в
мифологии. Учитывая масштабы угнетения со стороны церкви, неудивительно, что у
некоторых людей возникало искушение почитать нового бога, состоявшего в
открытой вражде с христианским богом. Почитание Дьявола, или «сатанизма,
никогда не было организованной религией в Европе, но с течением времени имена
старых богов стирались в памяти и заменялись единственными доступными именами,
предложенными христианством. Вполне возможно, многие язычники продолжали
встречаться (а некоторые и сейчас делают это) и собираться в лесах для
совершения старинных обрядов, смешивая старые и новые убеждения. Но унитарная
«древняя религия» белого колдовства существует больше в воображении, чем в
действительности. Она представляет собой продукт местного культурного шовинизма
и плохого знания этнографии.
Эти старые культы под новыми названиями стали могущественным и коварным
противником в глазах официальной церкви, слишком высокомерной и невежественной,
чтобы приписать разрозненную местную оппозицию чему-то иному, кроме
объединенной атаки Сил Тьмы. Это хорошо известный психологический механизм: чем
более могущественными и грандиозными считаются враги организации или религии,
тем выше степень самомнения и параноидальности в её собственных рядах.
Стремление покончить с остатками язычества объясняет внезапное превращение
колдовства в ересь. Подобно «жёлтой угрозе» начала XX века и «красной угрозе» в
50-х годах, «колдовская угроза» была надуманной и воображаемой.
Однако магам всегда удавалось отделаться сравнительно лёгкими потерями.
Благодаря отделению науки от религии, они находились в более безопасном
|
|