|
одно значение. С другой стороны, евреи почти не занимались изучением своих
священных писаний в одиночестве, поскольку еврейская традиция обучения основана
на дебатах и дискуссиях. Каждая строка и каждый закон подвергались испытанию в
горниле спора, который в философском и символическом смысле можно назвать
Принципом Сатаны. Неудивительно, что невежественные и фанатичные христиане
считали евреев носителями мирового зла, антропоморфными воплощениями Принципа
Сатаны (хотя эта персонификация осуществлялась христианами, а не евреями). Ведь
если истина подлежит обсуждению, то Церковь теоретически может ошибаться!
Понятие верховного божества Зла распространилось в Средиземноморье в
эпоху эллинов; оно было заимствовано у персидских зороастрийцев47. Хороший бог
был нематериален, а плохой бог представлял собой окружающий мир; до
определённой степени даже считалось, что плохой бог сотворил мир, пока хороший
смотрел в другую сторону. Это была чрезвычайно пуританская, антижизненная идея.
Согласно этой идее, местные боги плодородия и чувственных удовольствий
становились прислужниками Зла.
Слово «дьявол» связано с корнем дэви, или «божество», и первоначально
использовалось для обозназначения сторонников «хорошего бога». Наше слово
«демон» происходит от греческого даэмон, означавшего «дух»; даэмоны могли быть
добрыми, злыми или нейтральными. Со своим обычным презрением к реальной жизни
христианство «свалило в одну кучу» местных духов природы (плохих по определению,
поскольку окружающий мир олицетворял зло), богов и богинь плодородия,
второстепенных божеств лесов, виноделия, песен и радости и назвало их демонами
и бесами под началом у высшего Зла: Сатаны, или Дьявола.
Любой, кто изучал греческую и римскую мифологию, узнает эту фигуру:
полу-человек, полу-козёл, с волосатыми ногами, рогами, копытами и огромными
гениталиями. Он был Паном, Сильваном, повелителем сатиров и фавнов. В Европе он
олицетворял природу и духов плодородия. Он был Дьяволом.
Добавим к этому тот факт, что змея служила универсальным символом
мудрости, разума, власти и бессмертия. Символизируем это змеиным хвостом и
приделаем хвост Пану. Вот и получился Дьявол.
Дьявол стал эмблемой всех богов и религий, соревновавшихся с
христианством. Поскольку он ненавидел Христа, то, ясное дело, ненавидел всё
человечество и изо всех сил старался причинить побольше вреда. Будучи
сверхъестественным существом, он, разумеется, мог наделять своих последователей
сверхъестественными силами. Это означало, что он мог приобщать людей к злой
Чёрной Магии.
В сущности, обвинение в занятиях чёрной магией или «почитании Дьявола»
выдвигалось против каждого, кто не почитал христианского Бога христианским
способом (зависевшим от местной политики) — особенно евреев, еретиков,
язычников и всех остальных, отличавшихся эксцентричностью, владевших
собственностью, желанной для Церкви, или не желавших переспать с инквизитором.
Прежде чем продолжить тему, необходимо сделать очередное отступление и
обсудить различия между магами, колдунами и чародеями. При этом важно отделить
средневековое определение колдуна от определения, используемого современными
антропологами, теологами и историками.
Мы уже знаем о происхождении термина «маг» и о том, что эти люди считают
себя учёными и философами, использующими законы природы. Но слова «колдун» и
«колдовство» использовались на протяжении двух тысяч лет с различными
значениями — впрочем, довольно сходными, если не считать особого периода с 1450
по 1750 гг., когда колдовство считалось страшной ересью, направленной против
христианства, «помощью и содействием Врагу рода человеческого». В течение этого
периода колдовство определялось как выполнение «дивных, прельстительных и
злокозненных деяний» с помощью Дьявола. Это вдохновило Церковь на ещё более
«дивные» и жестокие деяния с помощью инквизиции.
Недавно48 была опубликована «Энциклопедия колдовства и демонологии»
Рассела Хоупа Роббинса, посвященная средневековому колдовству. Хотя этот труд
имеет ограниченное применение, он весьма подробен в изложении фактов. Мои
коллеги на сто процентов согласны с профессором Роббинсом, по крайней мере, в
одном вопросе. Поскольку его формулировка довольно лаконична, я процитирую его
слова вместо того, чтобы занимать в три раза больше места объяснением тех же
самых вещей.
До 1350 года колдовство, в основном, означало чародейство — пережиток
распространённых суеверий, языческих лишь в смысле верований, предшествовавших
христианству, но не языческих в смысле враждебности к христианству или некой
дохристианской религии. Чародейство, или магия, распространено по всему миру и
старо, как мир; это всего лишь попытка управлять природой в интересах человека..
. Где-то в середине четырнадцатого века колдовство начало приобретать иные
черты; постепенно из старого понятия магии выросло новое понятие ереси...
Вероятно, главной причиной превращения колдовства в ересь был успех инквизиции
в уничтожении предыдущих ересей... Колдовство [ересь], по сути дела, было
изобретено для того, чтобы заполнить пустое место... Любой житель Европы был
потенциальным колдуном, потенциальным еретиком, а следовательно, потенциальным
источником дохода для инквизиции, делившейся с гражданскими властями
конфискованным имуществом тех, кого объявляли еретиками... На протяжении двух
столетий для судов, как духовных, так и светских, связь между подозрительной
личностью и павшей коровой или заболевшим ребёнком рассматривалась как причина
и следствие: колдун занимается колдовством. Способность причинять вред
окружающим считалась следствием сделки с дьяволом. Предполагаемая сделка
являлась составом преступления, и человек обвинялся в наличии у него
|
|