|
этого Великого Бога в водных глубинах "Владычицы - Тех - Которые - В - Дат". Он
дает указания божествам, которые находятся здесь, он повелевает, чтобы они
занялись своими жертвами в этом царстве. Он странствует по всей этой дороге,
оделенный дарами в своей барке, он раздает им землю как жертвоприношение, дает
им воду из их долины, когда странствует через Дат, день за днем. Имя врат этого
царства: "С - Острыми - Ножами". Таинственная дорога Запада, по водам которой
странствует этот Великий Бог в своей барке, чтобы заботиться о тех, которые в
Дат. Их часы - таинственные сущности - слагаются в их именах, познаются в их
бытии, моделируются в их формах. Этот таинственный образ Дат не будет познан
никакими людьми. Этот образ именно так начертан в сокрытом месте Дат, в южной
части Сокрытого Помещения. Кто его знает, тому принадлежат погребальные жертвы
в Дат, удовлетворен он жертвами богам, которые в свите Озириса, на земле будут
приносить жертвы ему и его родным. Указания, данные этим Богом, чтобы принести
жертву божествам загробного мира. Когда он направляется к ним, они его видят и
стоят на своих полях. Их жертвы приносятся благодаря тому, что им повелевает
этот Великий Бог. Имя этого царства: "Водная - Глубина - Владычица - Тех -
Которые - В - Дат". Это дорога солнечной барки. - Имя часа ночи, который
сопутствует этому Богу в этом царстве: "Прибытие - Которое - Осуществляет - То
- Что - Надлежит".
Этот текст не передает главную мысль полной иллюстрированной версии "Книги
Амдуат". В шестом часу ночи душа Великого Бога, вновь наполненная жизнью в
царстве пятого часа, достигает того места, где в глубине Дат покоится мертвая
телесная оболочка Бога, окруженная великим змеем "С - Множеством - Лиц"
(изображение в среднем регистре). Выше то же самое тело Ра представлено в иной
форме. Мы видим здесь три гробницы, в которых покоятся три схематично
переданные части тела: голова, туловище и задняя часть (последнюю египтяне
условно изображали в виде животного без головы). Гробницы охраняются змеями,
извергающими огонь. Новое соединение тела и духа, которое происходит в середине
ночи в Подземной Стране, касается всех умерших. Конечно, творец этого
величайшего для усопших добра - Великий Бог Ра-Озирис, который сам оживает в
загробном мире. Все три регистра в иллюстрированной версии "Книги Амдуат"
заполнены различными существами (как правило, в человеческом образе), которые
отражают процесс воскресения. Одни из них уже стоят, другие только поднимаются
и изображены в полусидящем положении. Некоторые все еще обвиты пеленами мумий,
другие уже от них освободились и ничем не напоминают мертвых.
Примечание переводчика:
Вспомним сходные картины воскресения мертвых в христианской иконографии.
Эта радостная победа над силами смерти приходит каждую ночь, благодаря
животворящему присутствию Солнца.
В обстановке всеобщей радости и обычного получения даров от Великого Бога
сохраняется тем не менее элемент угрозы и возможной опасности. В нижнем
регистре мы видим змея, "Который - Глотает - Формы". Его задача - пожирание
тени
Примечание переводчика:
Тень в древнеегипетской религии - одна из составных частей человеческого
существа.
и уничтожение форм врагов Солнца в мире Дат. Чуть дальше изображены девять
жезлов - змей, извергающих огонь. Они символизируют важнейших египетских богов.
Среди них: Атум, Хепри, Геб, Озирис, Гор, Тот. Упоминается бог Татенен
(буквально: "Земля - Которая - Поднимается") - форма мемфисского бога Птаха,
понимаемого здесь как первичный холм, возникший в изначальном океане на заре
творения. Короче говоря, у замыкающих врат шестого часа ночи представлена вся
грозная мощь египетского пантеона, поднявшаяся на борьбу с врагами Солнца. Это
необходимо именно сейчас, поскольку в следующем, седьмом часу Солнцу угрожает
самая страшная опасность.
Седьмой час ночи...
Погружение Солнца в глубины запредельного мира было нелегким. Но и восхождение
к утренней заре после таинства возрождения жизненной силы Солнца связано с
опасными препятствиями. Вот как повествует "Книга Амдуат" о седьмом часе ночи:
"Пребывание Величия этого Великого Бога в Пещере Озириса. Указания, данные
величием этого Бога в этой пещере божественным существам, которые в ней
находятся. Этот Бог принимает в этой пещере иной облик, он минует (змея)
Апописа благодаря магическому заклинанию Изиды и Старого Хека.
Примечание переводчика:
Бог Хека в мемфисской космогонии персонифицирует творческую энергию и
магическую силу бога-творца.
Имя врат этого царства "Врата - Озириса", имя его: "Таинственная - Пещера".
Таинственная дорога Запада, по которой странствует этот Великий Бог в своей
святой барке. Он странствует этой дорогой, которая лишена воды и где не
возможно влечь барку на канате. Он путешествует там благодаря магии Изиды и
Старого Хека и благодаря магическим заклинаниям, которые на устах самого этого
Бога. У этой пещеры в Дат будет изрублен Апопис, но его место - в небе.
|
|