Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Магия :: Египетская "Книга мертвых". Книга Амдуат
<<-[Весь Текст]
Страница: из 9
 <<-
 
Примечание переводчика:
Образ змея в египетской религии чрезвычайно многозначен, не подчиняется бытовой 
логике и должен рассматриваться во всей совокупности аспектов. 

Эти картины были именно так начертаны в северной части Сокрытого Помещения в 
Дат. Это полезно для того, для кого это будет исполнено в небе и на земле. Кто 
это знает, является одной из душ в окружении Ра. Вот возымели действие эти чары 
Изиды и Старого Хека, которые они исполнили как отпор Апопису, данный Богом Ра 
на Западе. Это свершается в Сокрытом Помещении Дат, свершается и на земле. Тот, 
кто это знает, находится в солнечной барке в небе и на земле. Немногим знаком 
этот образ! Кто не знает решение, не может дать отпор Нехахер. Что касается 
этой песчаной отмели Нехахер в Дат, 450 локтей

Примечание переводчика:
Локоть - распространенная в древности мера длины; не имел строго фиксированного 
значения (около полуметра). 

составляет ее длина, изгибами своего тела он (Апопис) заполняет ее. На ней 
свершается его убиение, а этот Бог не проходит мимо него, когда меняет 
направление пути от него к Пещере Озириса. Этот Бог направляется туда, в это 
царство, в облике змея "Тот - Который - Окружает" (Мехен). Кто об этом знает на 
земле, тот не может выпить воду Нехахер. Душа того, кто об этом знает, не может 
исчезнуть в результате насилия этих божественных существ, которые находятся в 
этой пещере. Крокодил не пожрет душу того, кто знает. Имя часа ночи, который 
сопутствует этому Великому Богу в этой пещере: "Тот - Который - Отталкивает - 
Хиу - И - Отсекает - Голову - Нехахер".

На этот раз текст достаточно подробно описывает события, указанные в 
иллюстрированном варианте "Книги Амдуат", хотя и требует комментария. Ожившее и 
соединившееся со своим телом Солнце вступает в царство, где обитает извечный 
враг божественного миропорядка - Апопис, которого называют также "Страшная - 
Ликом" (Нехахер).

Примечание переводчика:
Неопределенность пола Апописа не противоречит общемировой семантике образа 
змея: он бывает и мужского, и женского пола (в русском языке даже в обиходной 
речи). 

Это огромный змей, который подстерегает Великого Бога, лежа на песчаной отмели 
посреди русла реки, по которой должно проследовать Солнце. В "Книге Амдуат" 
указаны даже размеры этого песчаного затона: 440х440 локтей (свыше 220х220 м). 
Все это пространство заполнено изгибами тела Апописа, что дает представление о 
его предполагаемой величине. Чтобы помешать движению Солнца и обеспечить себе 
победу, это чудовище выпило воду из реки, оставив илистое русло. Почувствовав 
приближение солнечной процессии, Апопис поднимается и издает ужасающий рык.
Тем временем Великий Бог направляется к нему, также готовый к битве. Нос его 
барки превращается в великого змея Мехен, экипаж частично сменяется, и в 
носовой части барки появляются две новые фигуры: Изида и Хека - Великий Маг. 
Иногда в его роли выступает бог Сет, а иногда - сам усопший, который должен 
бороться с врагом Солнца. До непосредственной борьбы богов дело не доходит, 
поскольку солнечная барка минует опасное место окольным путем. Однако Изида и 
Хека покоряют .врага, используя магические заклинания, в результате которых 
Апопис утрачивает всю свою силу. Тогда на него кидаются божества более низкого 
ранга: одни его связывают, другие режут на куски. Можно предположить, что 
Апопис отдает воду, которую выпил, хотя в тексте об этом не говорится.

Примечание переводчика:
Вспомним известный индоевропейский миф о боге, побеждающим змея, который 
"запирает" воды. 

Грозное препятствие устранено. Великий Бог может продолжать странствие во всех 
своих формах. Четыре его главные формы - Атум, Хепри, Ра и Озирис - изображены 
в среднем регистре в виде гробниц - ларцов, над которыми поднимаются 
человеческие головы - персонификации грозной силы Солнца, а также ножи, ее 
символы.
Победа над Апописом позволяет еще раз коснуться темы, которая проходит через 
всю книгу - уничтожения других врагов Солнца. Нижняя полоса изображений требует 
пояснения. Длинная шеренга богов и богинь со звездами на головах напоминают о 
том, что все события, которые развертываются в Подземном мире, одновременно 
происходят на небе. Еще в эпоху Древнего Царства египтяне считали, что души 
умерших соединяются со звездами. Эта идея легла в основу главной концепции 
"Книги Амдуат" (см. описание шестого часа): каждую ночь душа умершего 
соединяется с телом, слетая для этого со звезды в подземный мир Дат. Возможно, 
развитию этой теории способствовало 'наблюдение заходящих звезд. Поэтому фигуры 
в нижнем регистре изображают, с одной стороны, божеств загробного мира, с 
другой - души умерших и с третьей - звезды, которые сопутствуют Великому Богу в 
этом часу ночи. Замыкает же нижний регистр крокодил - грозный страж этого 
региона.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 9
 <<-