|
болезнь. Но если причина кроется в минералах, такие болезни надо исцелять
тайнами известных металлов, ибо тайны трав и кореньев совсем иные и здесь
бессильны.
Подобным же образом, если болезни вызваны влиянием небес, ни одна из
вышеупомянутых тайн не сможет избавить от них, но оные должно исцелять
астрологией и небесными влияниями.
Наконец, если та или иная хворь или напасть накликаны на человека неким
сверхъестественным путем, колдовством или же какими-либо магическими
чародействами, то ни одно из названных трех лекарств не поможет; но должно
существовать магическое средство, которым можно ее исцелить, о чем мы уже
говорили.
Многие из претерпевающих подобные страдания от колдовства и по сей день
отвергаются невежественными врачами, ибо эти вещи были доселе сокрыты от них.
Но случись им узнать еще и о других, они бы ответили, что поступили бы против
Господа и употребили бы Его Имя всуе, прибегая к таким вещам, и что сделанное
мною - сущая ложь. Но если б я применил эти вещи во вред и ущерб человеку,
тогда я богохульствовал бы против Господа; и если бы я заклинал духов, человека,
травы, коренья или камни Именем Его, тогда можно было бы справедливо сказать,
что я употребил его всуе и оскорбил Господа - но не прежде. Пусть же сами
богословы и софисты скажут, что они разумеют под этими вещами. То, о чем я
говорю, не противоречит истине, хотя воззрения их на этот счет могут разниться
с моими. Они назовут меня колдуном, нигромантом и презрителем заповедей Божьих,
но до той клеветы и упреков мне дела нет, ибо станет очевидно, что выпады их
против меня не больше выпадов евреев и фарисеев, обвинявших Христа в том, что
исцелял он больных в субботу. Ведь сказали они ему, что он нарушил субботу и
заповедь Божию; и подобным же образом обвиняли они Давида, когда он был
вынужден вкушать хлебы подношения. Но что и как надо сделать, чтобы угодить
всем этим обвинителям и клеветникам?
Невежды не прекратят болтать языком, пока не смогут их научить звери или камни,
что, как мы полагаем, произойдет еще не скоро, и тогда они обретут мир.
Глава 4
О ДУХОВНЫХ ВИДЕНИЯХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ВО СНЕ
Существует два рода сновидений - естественные и сверхъестественные. Но во сне и
в сновидениях являются и различные виды призраков и видений, о коих здесь не
стоит упоминать, ибо они обыкновенно вызваны либо скорбью, либо неким
расстройством и смятением ума, нечистотой крови, размышлениями, то есть работой
мозга и разума и поглощенностью оных разнообразными делами, которыми заняты
люди. Так игрокам снятся игры в кости и карты, большие приобретения и потери;
солдатам - военные действия, ружья, пушки, порох, оружие и все виды вооружений
и орудий войны, победы и поражения; сынам Бахуса и горьким пьяницам - отменное
вино и огромные чаши, осушаемые ими, и прочие яства, наполняющие их брюхо;
пиратам - награбленное добро и барыши; разбойникам - человекоубийство; ворам -
кража; а мужчинам, вступающим во внебрачную связь, - девицы легкого поведения.
Эти видения вызывает и напускает на них ночной дух, играющий с ними ночью,
вводящий в заблуждение и искушающий их. Подобные вещи разгораются в крови и
мозге и раздувают такой пожар, который нелегко потушить и который в большинстве
случаев можно встретить в венерической семье.
Многие чудесные искусства и науки также предстают во сне занимающимся ими, а
объясняется это тем, что они страстно обожают эти искусства. И столь богато их
воображение, почти никогда не покидающее их, что в сновидениях своих они
воображают, будто искусства эти преподаны им неким философом. Такое часто
случается, но большая часть этих снов изглаживается из памяти. Некоторые
просыпаются рано утром и говорят: "Этой ночью я видел прекрасный сон, будто
предстал мне во плоти сам Меркурий (или тот или иной философ) и научил меня
(тому или иному) искусству, но оно совсем выпало из памяти моей, так что я
ничего не могу припомнить". Тот, с кем приключилось нечто подобное, не должен
покидать своей спальни и с кем-либо разговаривать, но следует ему пребывать в
одиночестве и поститься, пока не вспомнит того, что забыл.
Довольно о естественных снах и сновидениях. Б заключение же следует сказать еще
об одном: поистине радующие наш дух, огорчающие или наводящие скорбь, обычно
сбываются наоборот - стало быть, таким видениям не стоит всегда доверять.
Но иные сны, сверхъестественные, несомненно - посланцы, истинные легаты и
вестники, ниспосылаемые Богом, в которых ангелы и добрые духи являются нам
иногда в моменты крайней нужды. Сие случилось даже с тремя мудрецами,
проделавшими огромный путь, дабы найти младенца.
А после того, как нашли они его, должно было им вернуться к Ироду и сказать,
где ребенок был и как нашли они его. Но ангел божий явился им во сне и
возвестил: "Не возвращайтесь к нему, но иным путем отойдите в страну свою". Ибо
знал Господь Иродово ложное сердце, от которого тот вещал, потому и не мог
допустить, чтоб воля его исполнилась. Нечто подобное приснилось Иосифу,
отправлявшемуся в Египет; то же и в том же ключе пригрезилось Анании, Корнелию
и многим другим, чьи сны сверхъестественны. Такие сны видят иногда и наши
современники, но не придают им значения, хотя они вовсе не обман. Также следует
знать, что сей род видений мы можем снискать от Господа Бога нашего молитвой, в
минуты крайней нужды. Но молитвы наши должны быть творимы с чистым сердцем, с
истинной и неколебимой верой, и тогда ниспошлет Он ангела своего, который
предстанет нам и будет духовно увещевать, наставлять и обнадеживать нас.
Валаам был многоопытен в сем роде видений, ибо каждую ночь и столь часто, как
того хотел, мог он сподобиться такого видения. И все же Священное Писание дало
ему сомнительное имя - одним словом, волхв. Неразумно проводить какое-либо
|
|