|
ее к определенной личности; или, если таковой не имел в виду, направил бы свой
мыслеобраз по окрестностям в поисках за расположенным к состраданию лицам. В
подобном случае действует не молитва, а сознательное воздействие воли и знания.
Но для большинства, для всех, незнакомых с силами, действующими в невидимых
мирах, и не имеющих привычки упражнять свою волю и сосредоточивать свои мысли и
желания, что необходимо для успеха, - цель достигается гораздо легче путем
молитвы, чем преднамеренным умственным и волевым усилием. Но даже и поняв
теорию передачи мысли на расстоянии, большинство по всем вероятностям
усомнилось бы в своей собственной силе, а сомнение действует роковым образом на
достижение волевой силы. А то обстоятельство, что молящийся не имеет понятия о
том, какое действие его молитва производит в невидимом мире, не имеет никакого
влияния на ее исход. Дитя, протягивающее руку, чтобы схватить желаемый предмет,
не знает ничего о действиях своих мускулов или об электрических и химических
изменениях, которые его движения вызвали в его мускулах и нервах; не нужно ему
также рассчитывать и расстояние между предметом и собой, он хочет схватить
желаемый предмет, и аппарат его тела исполняет его волю, хотя дитя не имеет
никакого понятия о его существовании. То же происходит и с человеком, который
молится: не зная, какая творческая сила заключена в его мысли, не имея понятия
о том живом создании, которое выслано им для выполнения его воли, он действует
так же бессознательно, как младенец и как младенец хватает то, что ему нужно. В
обоих случаях действие исходит от Бога, ибо все силы берут свое начало от Него;
в обоих случаях действие совершается аппаратом, построенным по Его законам. Но
это - не единственный путь, чтобы на молитвы этого рода получился ответ. Бывает,
что кто-либо, действующий в невидимых мирах, в то время, когда его физическое
тело спит, или находящийся поблизости Ангел, услышит призыв молящею о помощи и
затем внушит какому-нибудь сострадательному человеку помощь нуждающемуся.
"Мысль о таком-то пришла мне сегодня утром, - скажет такой человек. - Думаю,
что нужно бы послать ему денег." Многие молитвы исполняются именно таким
образом, когда связующим звеном между молитвой и ее выполнением являются
невидимые существа. В этом состоит одна из деятельностей Ангелов низшей ступени,
которые таким способом помогают людям и в личной их нужде, и в их
благотворительных предприятиях.
Неуслышанные молитвы из отдела А имеют другую скрытую причину. У каждого
человека есть долги, которые он обязан уплатить; его дурные мысли, дурные
желания и дурные действия построили препятствия на его пути и иногда держат его
как бы в плену. Дурное проявление в прошлом уплачивается страданием в
настоящем; человек должен испытать последствия того дурного, что он совершил.
Приговоренный к голоданию благодаря своим дурным поступкам в прошлом, может
вопить против своей судьбы, но вопли его будут тщетны. Мыслеобраз, созданный им,
будет искать, но не найдет; его встретит и отбросит назад сила сделанного
человеком в прошлом зла. Здесь, как и везде, мы живем в царстве закона, и
созданные силы могут быть видоизменены или совсем уничтожены действием иных сил,
с которыми они входят в соприкосновение. Две совершенно одинаковые силы могут
быть приложены к двум совершенно
одинаковым шарам; в одном случае никакая иная сила не подействовала на шар и он
беспрепятственно ударил в намеченную цель; в другом случае иная сила ударила в
мяч и направила его в сторону. То же происходит с однородными молитвами: одна
достигает цели беспрепятственно, другая же будет отброшена в сторону более
энергичной силой содеянного зла. Одна молитва будет услышана, другая не будет,
но в обоих случаях действует неизменный закон.
Перейдем к отделу Б. Молитвы о помощи в нравственных и интеллектуальных
затруднениях имеют двойное последствие: они действуют непосредственно и они же
реагируют на молящегося. Они привлекают внимание Ангелов или "учеников"
оккультистов, действующих вне физического тела, которые постоянно ищут случая
помочь страдающей душе, и их ответ на молитву вносит ободрение, совет или
просветление в мозговое сознание молящегося; таким образом получается
непосредственный ответ на молитву. "И преклонив колена, молился... Явился же
Ему Ангел с Небес и укреплял Его."*7 В ментальных затруднениях внушаются идеи,
разъясняющие непонятное, или бросается свет на темные нравственные проблемы,
или же посылается утешение в отчаивающееся сердце, облегчая его боль и
успокаивая его тревоги. И несомненно, что не случись поблизости Ангела, крик
страдающей души достиг бы до "Потаенного Сердца Небес" и к ней был бы послан
вестник, несущий утешение, Ангел, всегда готовый лететь на помощь, выполняя
божественную волю.
Бывает также то, что можно бы назвать субъективным ответом на такие молитвы,
реакция молитвы на самого молящегося. Молитва приводит его сердце и ум в то
чутко восприимчивое состояние, когда его низшая природа затихает, и в этой
временной тишине сила и свет его высшей природы вливается беспрепятственно в
его душу. Токи энергии, которые в обыкновенное время не перестают направляться
от бессмертного "Я" или внутреннего человека, бывают обыкновенно обращены его
земным сознанием на внешний мир и используются им на обыденные земные дела, на
выполнение ежедневных обязанностей. Но, когда мозговое сознание отводит свое
внимание от внешнего мира и направляет его внутрь; когда оно преднамеренно
закрывает себя для внешнего и открывается для внутреннего, тогда оно становится
сосудом, способным воспринимать и удерживать воспринятое, вместо того, чтобы
быть только проводящим каналом между внутренним и внешним миром. В тишине,
которая водворяется, когда прекращаются шумы всех внешних деятельностей, "тихий
голос" Духа делается доступным внутреннему слуху, и сосредоточенное внимание
настороженного ума позволяет ему уловить тихий шепот Внутреннего Я. Еще
явственнее приходит помощь извне и изнутри, когда человек молится о духовном
|
|