|
Самосознающее Существо может спуститься из Лона Бога и проявить Себя как
человек для помощи миру. Он сохранил в себе союз Духа и Материи, двойственность
Второго Лица Св. Троицы и поэтому Он в состоянии вновь облечься в физическое
тело и снова стать Человеком; вот почему все божественные Воплощения во всех
религиях связаны со Вторым Лицом Св. Троицы. Природа Посредника - Его
особенность, и она составляет связующее звено между небесной и земной Троицей;
"с нами Бог"*36 называли Его всегда. Подобное Существо, совершенный плод
прежней вселенной, может появиться в нашем мире со всем совершенством Своей
божественной Мудрости и Любви, со всею памятью Своего прошлого, способный в
силу этого стать помощником для всех живых существ, знающий каждую ступень
эволюции, так как Он пережил их все, способный помочь в каждой нужде, потому
что Он испытал все: "Ибо как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и
искушаемым помочь"*37.
Возможность божественного воплощения кроется в человечности, через которую Он
прошел; Он, поднявшийся на вершину, спускается в земной мир, чтобы помочь
другим подняться по пройденным Им ступеням лестницы. И по мере того, как мы
начинаем понимать эти истины, и уясняем себе до некоторой степени значение св.
Троицы как вверху, так и внизу, тогда то, что было для нас раньше трудно
постижимым догматом, становится живой и вдохновляющей истиной. Лишь благодаря
Троице, сокрытой в глубине человеческого духа, делается постижимой его эволюция,
и мы начинаем понимать, почему в человеке развивается сначала интеллект, а
затем уже жизнь Христа. На этом факте основан мистицизм и наша уверенность, что
мы можем познать Бога. Так учили Мудрецы всех времен, и когда мы вступаем на
указанный ими Путь, мы убеждаемся, что их свидетельство истинно.
Глава X
МОЛИТВА
В то время как "современный дух" отрицает идею молитвы, не находя никакой
причинной связи между произнесением просьбы и происходящим событием,
религиозный дух стоит с не меньшей силой за молитву, более того, самую жизнь
свою полагает в молитве. Но даже и у религиозного человека появляются иногда
сомнения относительно разумности молитвы; в душе его возникают вопросы: не есть
ли это учить Всемудрого, убеждать в необходимости милосердия Всеблагого,
изменять волю Того, "у которого нет изменения, и ни тени перемены?"*1 И в то же
время его собственный опыт и опыт других показывает ему ясно, что существует
"ответ на
молитву", определенное последствие просьбы и ее исполнение. Многие из этих
просьб относятся не только к внутренним переживаниям, но и к ясно выраженным
фактам земного обыкновенного мира. Человек молился о денежной помощи и почта
принесла ему нужную сумму; женщина просила о хлебе насущном и к дверям ее была
принесена пища. В связи с благотворительными предприятиями существует особенно
много примеров быстрой и щедрой помощи в ответ на молитву сострадательного
человека. Но с другой стороны, также много доказательств и того, что молитвы
остаются без ответа, что голодные погибают от истощения, что ребенок умирает от
болезни, несмотря на самые страстные воззвания к Богу.
Чтобы верно понимать значение молитвы, нужно принять в соображение все эти
факты. И это еще не все. Встречаются в этой области явления, которые поражают
своей странностью. Молитва по ничтожному поводу вызывает ответ, тогда как
другая, касающаяся важного жизненного вопроса, остается без ответа; временное
затруднение облегчается, а пламенная молитва о спасении жизни горячо любимого
существа остается тщетной. И невольно возникает сомнение - возможно ли вообще
открыть закон, по которому одна молитва вызывает ответ, а другая его не
вызывает. Первое, что необходимо для желающего понять этот закон, это -
тщательный анализ самой молитвы, потому что то же самое слово покрывает самые
разнообразные проявления человеческого сознания, и молитвы не могут быть
рассматриваемы как нечто однородное. Существуют молитвы, которые касаются
определенных мирских выгод, или удовлетворения различных нужд: молитвы о пище,
одежде, о деньгах, занятиях, успехе в делах, о выздоравливании и т. д. Все
такие молитвы можно сгруппировать в отделе А. Затем мы имеем молитвы о помощи в
нравственных и ментальных затруднениях и о даровании духовного роста, о
преодолении искушений, о силе, прозрении и просветлении. Эти молитвы можно
сгруппировать в отделе Б. И наконец, есть молитвы, которые не просят ничего,
которые состоят в размышлении о божественном Совершенстве и в преклонении перед
Ним, в горячем стремлении к соединению с Богом; это - экстаз мистика, медитация
мудреца, восторженный полет святого. В этом и состоит истинное "общение между
Божественным и человеческим", когда человек изливает свою любовь и свое
благоговение перед тем, что привлекает его глубочайшую суть, что вызывает
любовь его сердца. Такие молитвы мы отнесем к отделу В. В невидимых мирах
существует много видов Разумных Существ, которые имеют отношение к человеку,
истинная лестница Иакова, по которой Ангелы Господни поднимаются и спускаются и
над которой пребывает Сам Господь*2. Некоторые из них представляют собой
чрезвычайно могучие духовные Силы, другие же - ограниченные по сознанию,
стоящие ниже человека. Эта невидимая или оккультная сторона Природы, о которой
будет сказано более в следующей главе, есть факт, признанный всеми религиями.
Весь мир наполнен живыми существами, невидимыми для плотских глаз. Невидимые
миры проникают видимый мир, и тьмы разумных существ толпятся вокруг нас. До
некоторых из них достигают человеческие прошения, другие сами способны
подчиниться человеческой воле. Христианство признает существование высших
степеней Разумных Существ под общим именем Ангелов и учит, что они "служебные
Духи, посылаемые для служения"*3. Но в чем состоит их служение, какова природа
их деятельности, какое отношение они имеют к человечеству все это составляло
|
|