|
пересекающимися под прямым углом внутри круга; горизонтальная линия Креста
отделяет верхнюю часть круга
от нижней части. Это - Греческий Крест.
Когда Троица изображается как Единство, Ее символом служит Треугольник, или
вписанный в Круг, или без Круга. Вселенная символизируется двумя треугольниками,
переплетенными между собой, Троица Духа с вершиной, обращенной вверх, Троица
Материи с вершиной, обращенной вниз; а когда треугольники окрашены, первый
получает окраску белую, желтую, золотую или цвета пламени, а второй -черную или
темный оттенок иной окраски. Эти символы указывают на ход космического процесса.
Единый стал Двумя, Двое стали Тремя и - возникла Троица. Часть Материи
вселенной, отделенная от остальной, ожидает действия св. Духа. Это и есть "в
начале" Библии, когда "Бог сотворил Небо и Землю" и утверждение, поясняемое
далее*21 повторяющимися словами, что Он "полагал основание земли"*22; здесь мы
имеем выделение материала, но земля еще в состоянии хаоса, "безвидна и
пуста"*23. Вслед за тем возникает воздействие творческого Разума, св. Духа,
который "носился над водой", по великому океану материи. Таким образом, первая
деятельность, принадлежащая Ему, хотя Он и является Третьим Лицом; это
обстоятельство большой важности и его нужно понять. В Мистериях Его
деятельность была представлена как приготовление мировой материи, образование
атомов, соединение их в агрегаты и группировка последних в элементы, а этих, в
свою очередь, в газообразные, жидкие и плотные соединения. Этот процесс
относится не только к знакомой нам физической материи, но и ко всем более
тонким состояниям материи в невидимых мирах. Затем, как "Дух Разумения", Он
установил формы, в которые должна была облечься уготованная Им материя; Он не
построил их, а лишь актом Творческого Разума дал Идеи, небесные прообразы, как
их называют иногда. Это и есть Его задача, о которой написано, что Он
"распростер небеса своим Разумением"*24. Деятельность Второго Лица следует за
работой Третьего. Оно "Мудростью Своею установило мир, построив все планеты"*25
и все, что существует на них, и "все через Него начало быть"*26. Оно -
организующая Жизнь миров и все существа имеют корни в Нем*27. Жизнь Сына,
проявленная в материи, уготованной св. Духом (снова великий "Миф" о Воплощении),
есть та Жизнь, которая строит, предохраняет и поддерживает все формы; ибо Он
есть Любовь, притягивающая Сила, которая дает внутреннюю связь формам, делает
их способными расти, не распадаясь на части; Он же - Охранитель, Вседержитель,
Спаситель. Вот почему все должно покориться Сыну*28, все должно соединиться в
Нем и почему "никто не приходит к Отцу как только через Него"*29. Ибо
деятельность Первого Лица следует за деятельностью Второго, как деятельность
Второго следует за работой Третьего. Первому Лицу дают название "Отца Духов"*30,
"Бога Духов всякой плоти"*31 и Ему принадлежит дар божественного Духа,
истинного Я в человеке. Человеческий дух есть излияние божественной жизни Отца,
излитая в сосуд, приготовленный Сыном из материалов, оживотворенных Духом
Святым. И этот Дух, живущий в человеке, будучи от Отца, от Которого произошли
Сын и Св. Дух, - являет собой единство, подобное Ему, с тремя аспектами в Одном,
и потому истинно, что человек сотворен "по образу и подобию Его"*32, и
благодаря этому способен стать "совершенным, как совершен Отец наш Небесный"*33.
Таков космический процесс, повторяющийся в человеческой эволюции: "как вверху,
так и внизу". Троичный Дух в человеке, будучи сходен с божественным, должен
иметь и его свойства, и мы действительно находим в нем Силу, которая как в
своем высшем проявлении, которое есть Воля, так и в низшем, которое есть
Желание, - дает импульс к его эволюции. Мы находим в нем также и Мудрость,
чистый Разум, выражающийся в мире форм как Любовь и наконец - интеллект или Ум,
деятельную образующую энергию. И в человеке повторяется тот же закон, по
которому проявление этих свойств в течение его эволюции идет от третьего ко
второму и от второго к первому. Большинство человечества на данной ступени
развивает ум, интеллект, и мы можем наблюдать его разделяющее действие всюду,
наблюдать, как он изолирует человеческие единицы одна от другой и развивает их
различным образом, чтобы они могли стать подходящим материалом для построения
божественного Человечества. Человеческая раса достигла лишь этой ступени и на
этом уровне происходит и до сих
пор ее деятельность. Но если взять небольшое меньшинство нашей расы, мы увидим,
что в нем начинает проявляться второй аспект Божественного Духа; в Христианстве
мы зовем его Христом, рождающимся в человеке Его эволюция, как мы видели,
следует за первым Великим Посвящением, и Мудрость и Любовь составляют
отличительную черту Посвященного; они светятся в нем все яснее и яснее по мере
того, как он развивает этот аспект своего Духа. И здесь подтверждается истина
изречения, что "ни один человек не приходит к Отцу, как только через Сына", ибо
лишь когда окончательно водворится в душе человека жизнь Сына, может он
произнести молитву: "И ныне, Отче, прославь меня твоею славой, которую я имел у
Тебя прежде бытия мира"*34. И тогда Сын возносится к Отцу и становится единым с
Ним в божественной славе; Он проявляет самосущность, присущую его божественной
природе, развившуюся из семени в совершенный цветок, ибо "как Отец имеет жизнь
в Самом Себе, так и Сыну дал иметь Жизнь в Самом Себе"*35. Он становится живым
самосознающим Центром в Жизни Бога, Центром, способным существовать как таковой,
не связанный более ограничениями своей прежней жизни, выросший до
божественного сознания и сохранивший при этом тождество своей жизни, живой
огненный Центр в божественном Пламени. В этой эволюции заключена возможность
божественных Воплощений в будущем, как та же эволюция в прошлом сделала
возможными божественные Воплощения в нашем собственном мире. Эти живые Центры
не теряют своего тождества, не теряют памяти Своего прошлого, всего, что Они
испытали в своем долгом восхождении на вершину достижения. Подобное
|
|