|
Указывая на то же явление, Джордано Бруно говорит, что человеческая душа имеет
окна и может закрыть их от солнечного света, но солнце продолжает светить;
пусть только раскроются окна и его свет вольется в душу. Божественный свет
всегда с нами, в нем нет перемены, перемена происходит только в человеке; но
над волей человека не должно быть насилия, божественная Жизнь должна
действовать на нее беспрепятственно, развитие воли должно совершаться свободно.
Благодаря этому связующему звену с появлением каждой Души Христа все
человечество поднимается на ступень выше и Его мудростью уменьшается неведенье
всего мира. Каждый человек становится сильнее Его силою, изливающейся на все
человечество. Из этого учения, понятого узко и истолкованною неверно, возникла
доктрина заместительного Искупления как юридической сделки между Богом и
человеком, в которой Иисус стал на место грешника. Истинное отношение к
братьям-людям Того, кто поднялся на такую высоту, где кончается всякое
разъединение, не было понято; единство природы Спасителя и спасаемых было
ошибочно понято как личное заместительство, и таким образом духовная истина
затерялась и возникло жестокое представление судебной сделки. "Достигший
полного возраста Христа знает, что его место в мире - быть Спасителем и
Искупителем человеческих грехов. Он пребывает в самом Сердце мира, в его Святая
Святых, как Первосвященник человечества. Он составляет одно со всеми своими
братьями, но не путем заместительства, а благодаря единству общей жизни.
Согрешает ли кто? Он разделяет его грех, чтобы Его чистота могла очистить
грешника. Предается ли кто скорби? И Он становится в нем скорбящим. Каждое
разбитое сердце разбивает Его сердце, каждое пронзенное сердце пронзает и Его.
Радуется ли кто? С радующимся и Он радуется. Он заключает в себе все и это все
разделяет со всеми. Он - совершенен, поэтому и все совершенны с Ним. Он
поднялся на высоту, чтобы помогать тем, кто внизу, и Он живет, чтобы все могли
разделить Его жизнь. Он поднимает с собой весь мир и весь путь становится
доступнее для всех потому, что Он ступал по нему. Каждый сын человеческий может
стать таким проявленным Сыном Божиим, таким Спасителем мира. В каждом подобном
Сыне "Бог явился во плоти"*25; каждый становится тем Искупителем, который
помогает всему человечеству, той живой Силой, которая обновляет все сущее. И
только одно необходимо для того, чтобы эта сила активно проявилась в
индивидуальной душе: душа должна раскрыть свои двери и впустить Его. Даже и Он,
вездесущий и всепроникающий, не может насиловать волю брата своего.
Человеческая воля может устоять одинаково и перед Богом, и перед человеком, и
должна добровольно соединиться с высшим, а не пассивно подчиниться ему. Стоит
ей распахнуть двери души, и жизнь в изобилии вольется в нее; пока же дверь
закрыта, до нее достигает лишь нежное дуновение Его жизни, чтобы сладость этого
дуновения могла победить там, где не должно быть насилие. Вот что значит быть
Христом; но это не все: смертное перо не может описать бессмертное и смертные
слова не могут выразить то, что не выразимо силою слова. Язык не может
произнести, непросветленный разум не может понять эту мистерию Сына, который,
заключив в сердце своем сынов человеческих, стал единым с Отцом".
Кто желает готовиться к такому высокому достижению в будущем, должен уже теперь,
в земной жизни, вступить на путь отречения и подвигаться в Тени Креста. И не
допускать сомнения в возможности достигнуть вершины, ибо это означало бы
сомневаться, что Бог - внутри человека. "Имейте веру в себя", - вот один из
уроков, который дается этим высшим проникновением в природу человека, ибо эта
вера есть воистину вера в Бога, который внутри нас. Чтобы обыденная жизнь
человека протекала в тени Креста, нужно каждое действие совершать как жертву, и
не ради того, что она принесет действующему, но ради того, что она принесет
другим; действуя постоянно, во всех подробностях ежедневной жизни, под влиянием
этого сверхличного мотива, подчиняя ему все свои обязанности и личные интересы,
человек преображает всю свою жизнь. Для этого не требуется менять свою внешнюю
жизнь; всегда и при всех внешних условиях можно служить Богу. Духовное развитие
человека определяется не тем, что он делает, а тем, как он это делает; не во
внешних
обстоятельствах, но в том, как человек внутренне относится к ним, заключается
условие духовного роста. "Воистину символ Креста может быть для нас
безошибочным признаком для того, чтобы различать добро и зло в встречающихся
трудностях жизни. "Лишь те действия, в которых отражается свет Креста, достойны
жизни ученика" - говорит один из стихов в книге оккультных правил; это означает,
что каждый желающий вступить на путь служения должен действовать, побуждаемый
к тому горячим стремлением жертвенной любви. Та же мысль выражена в дальнейшем
стихе: "Когда ученик вступает на Путь, он возлагает свое сердце на крест; когда
сердце и крест сольются в одно, тогда он достиг цели". Так можем мы измерять
наш внутренний рост, наблюдая, что преобладает в нашей жизни: себялюбие или
самопожертвование"*25. Жизнь самопожертвования готовит те внутренние условия,
при которых в душе совершается рождение Младенца Христа, когда вся жизнь
становится непрестанным искуплением, обожествляющим все более и более природу
человека. Каждая подобная жизнь становится жизнью "возлюбленного Сына" и
заключает в себе славу Христа. Каждый человек может работать в этом направлении,
принося все свои действия и все свои силы в жертву и делая это до тех пор,
пока руда не очистится от шлака и не останется одно чистое золото.
Глава VIII
ВОСКРЕСЕНИЕ И ВОЗНЕСЕНИЕ
Учения о Воскресении и Вознесении составляют также часть Малых Мистерий, ибо
они - неотъемлемые части "Солнечною Мифа" и пробуждения Христа внутри человека.
По отношению самого Христа, они имеют свою историческую основу в том, что Он
продолжал учить своих апостолов после своей физической смерти, а также и в том,
|
|