|
торжественного обращения "к тем, чье сердце очищено: Он, душа которого в
течение долгого времени не хранила в себе зла, особенно со времени целительного
воздействия на него Слова, да услышит таковые учения, которые были потаенно
высказаны Иисусом Своим истинным ученикам". Так начиналось "посвящение тех, кто
был уже очищен, в священные Мистерии". Только такие могли познать реальности
невидимых миров и вступить в священные пределы, где, как в былые времена,
учителями были ангелы и где знания давались наглядно, а не с помощью одних
только слов. Нельзя не поразиться разницей, которую обнаруживают эти Христиане
по сравнению с их современными преемниками. У первых - совершенная чистота
жизни, соблюдение праведности, осуществление божественного Закона во всех
подробностях внешнего поведения были - так же, как и у язычников - только
началом пути, а не его концом. В наши времена цель религии вполне закончена,
если ей
удалось создать Святого; тогда же высшие воздействия религии были обращены на
достигших святости, и только чистые сердцем приводились к Блаженному Видению.
То же указание на тайное обучение появляется снова, когда Ориген опровергает
аргументы Цельсия относительно разумности сохранения обычаев предков, когда оно
основано на уверенности, что "отдельные части земли были с самою начала
распределены между различными направляющими Духами, и предоставлены
определенным правящим Силам, и таким образом происходит управление миром"*41.
Опровергнув выводы Цельсия, Ориген продолжает: "Но так как мы считаем возможным,
чтобы некоторые из тех людей, которые привыкли к более глубоким исследованиям,
могут напасть на этот трактат, попытаемся изложить несколько соображений более
глубокого рода, заключающих мистическую и сокровенную точку зрения, касающуюся
первичного распределения различных частей земли между различными правящими
Духами"*42. Он утверждает, что Цельсий неверно понял более глубокие основания,
на которых построены земные дела, и вслед за этим цитирует из Второзакония,
XXXII, 8-6: "Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих,
тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих; ибо часть Господа -
народ Его; Иаков наследственный удел его". Мы берем греческий перевод, в
котором упоминаются Ангелы Божии, и обращаем внимание читателя на последнюю
часть, в которой "часть Господа" относится к правящему Ангелу Еврейскою народа,
а не к "Всевышнему", т. е. Богу. Понимание этой разницы исчезло благодаря
общему невежеству, и отсюда нередко неподходящее употребление слова "Господь" в
смысле "Высочайшего". Затем Ориген рассказывает историю Вавилонской Башни и
продолжает:
"Но по этому поводу многое, и притом мистического значения, может быть сказано;
придерживаясь такового, выходит: "чтобы учение о вхождении душ в тела (но не
переселение из одного тела в другое) не было выставлено перед простым
непосвященным пониманием, и то, что свято, не было отдаваемо псам и жемчуг не
был бросаем перед свиньями. Ибо такой образ действия был бы грешен,
соответствовал предательству сокровенных признаний Божественной Мудрости...
Будет достаточно, если представить в стиле исторического повествования то, что
долженствует дать сокровенное значение в облачении истории, дабы имеющие
способность на то, могли добиться сами всего, что относится к данному
предмету"*43. Он излагает затем более подробно историю Вавилонской Башни и
говорит:
"Теперь же имеющий на то способность да поймет, что в том, что принимает
внешний вид истории и содержит в себе нечто буквально верное, содержится кроме
того и более глубокое значение..."*44 Доказывая, что "Господь" более
могуществен, чем остальные Духи, правящие различными частями земли, и что Он в
наказание послал свой народ, чтобы он жил под владычеством иных Сил, а
впоследствии взял его обратно вместе с другими вошедшими в его состав
народностями, Ориген делает такое заключение: "Как мы уже сказали, эти
замечания делаются нами с скрытым намерением, чтобы указать на ошибки тех,
которые утверждают..."*45 то же, что Цельсий. Отметив, что цель Христианства в
том, чтобы мы стали мудрыми*46, Ориген продолжает: "Если вы подойдете к книгам,
написанным после Иисуса, вы найдете, что все то множество верующих, которые
внимают притчам, находятся как бы "вне", и достойны лишь внешних учений, тогда
как ученики узнают отдельно от других объяснение притч. Ибо отдельно Своим
собственным ученикам Иисус открывал все, считая выше толпы тех, кто желал знать
Его мудрость. И Он обещал тем, кто верит в Него, послать таковым мудрых людей и
книжников... И Павел также в списке Charismata, пожалованным Богом, поместил
сперва "Слово мудрости", а затем уже, как второстепенное, "слово знания", и уже
в третьих, еще ниже, "веру". И потому, что он считает "Слово" выше, чем
чудодейственные силы, он помещает "сотворение чудес" и "дары исцеления" ниже,
чем дары Слова"*47. Евангелие, несомненно, помогает и невежественному, "но оно
не помеха к познанию Бога, В помощь, ведет к образованности, изучению наилучших
понятий и достижению мудрости"*48. Что касается неразвитых людей, "я стараюсь
улучшить и таковых в меру моей способности, хотя я и не желал бы строить
христианскую общину из таких материалов. Ибо я предпочитаю
искать более сведущих и проницательных, так как они способны пониматъ значение
суровых изречений"*49. Здесь перед нами ясно выражена древняя христианская
мысль, вполне совпадающая с соображениями, высказанными в первой главе этой
книги. В христианстве есть место и для невежественных, но оно назначено не
только для них и обладает глубинными учениями для "сведущих и проницательных".
Для этих последних Ориген и старается доказать, что еврейские и христианские
Писания имеют тайный смысл, скрытый под историческим изложением, видимое
значение которого отталкивает их как нелепое, вроде истории змея и древа жизни,
и "другие утверждения, которые следуют и которые сами по себе могут привести
|
|