|
частые ссылки на тайное учение*33. Цельсий, нападая на христиан, ссылается на
то, что христианство есть тайная система, против чего протестует Ориген: он
утверждает, что рядом с некоторыми учениями, которые сохраняются в тайне,
многие даются всенародно и что так же система внешних (экзотерических) учений
была в общем употреблении среди философов. В ниже приводимой цитате читатель
увидит, какую разницу проводит Ориген между воскресением Иисуса в освещении
историческом и "мистерией воскресения". "Сверх того, так как он (Цельсий) часто
называет христианскую доктрину тайной системой (веры), мы должны опровергнуть
его и в этом, так как почти весь мир более знаком с тем, что проповедуют
христиане, чем с излюбленными мнениями философов. Ибо кому неизвестны
утверждения, что Иисус рожден от непорочной Девы, и что Он был распят, и что
Его воскресение есть предмет веры многих, и что ожидается общий суд, на котором
грешники будут наказаны по своим заслугам, а праведные получат свою награду? И
все же, Мистерия воскресения, не будучи понята, сделалась предметом насмешки
среди неверующих. При подобных обстоятельствах говорить о христианской доктрине
как о тайной системе представляется нелепостью. Но что имеются некоторые учения,
не открываемые толпе, которые (раскрываются) после того, как экзотерические
усвоены, - это не составляет особенности одного христианства, но и всех
философских систем, в которых известные истины - внешние, а другие - внутренние.
Некоторые из слушателей Пифагора были удовлетворены его ipse dixit, тогда как
другие были обучаемы втайне тем истинам, которые не сообщались несведущим и
недостаточно подготовленным людям. Сверх того, все Мистерии, которые
совершались по всей Греции и по всем варварским странам, хотя и держались в
тайне, не навлекли на себя посрамления, и, таким образом, он (Цельсий) вотще
стремится клеветать на тайные доктрины христианства, доказывая тем, что он не
понимает правильно их природу"*34.
Невозможно отрицать, что в этом важном месте своей книги Ориген причисляет
Христианские Мистерии к той же категории, к какой принадлежат и Мистерии
языческого мира, и заявляет, что то, что не навлекает порицания на другие
религии, не может служить поводом для нападения на Христианство.
В том же трактате против Цельсия он заявляет, что тайные учения Иисуса были
сохранены в Церкви, и при этом ссылается на пояснения, которые Учитель давал
Своим ученикам относительно Своих всенародных притч. Эту ссылку он делает в
ответ на сравнение Цельсия "внутренних Мистерий Церкви Божией" с египетским
поклонением животным. "Я еще не говорил о
соблюдении сего, что написано в Евангелиях, из которых каждое содержит много
трудного для понимания и трудного не только для толпы, но даже и для наиболее
просвещенных, в том числе и чрезвычайно глубокое пояснение притч, которые Иисус
давал "внешним", оставляя толкование их полного значения для тех, которые
перешли за ступень внешнего учения и приходили к Нему частным образом в дом.
Когда же он поймет это, он оценит причину, почему про некоторых говорят, что
они `внешние', а про других -что они `в доме'"*35. Ориген ссылается, хотя и с
осторожностью, на явление "горы", на которую возносился Иисус и с которой он
спускался снова, чтобы помочь "тем, которые были неспособны следовать за Ним
туда, куда последовали за Ним ученики"*36. Здесь делается намек на "Гору
Посвящения", хорошо известное выражение, которое и Моисей употреблял, говоря о
Скинии, сделанной по образцу, "показанному тебе на горе"*37. И в другом месте
Ориген упоминает о том же, говоря, что Иисус являлся в совершенно ином виде, в
каком его не видели те, которые не могли "следовать за Ним на высоту". Также и
в комментариях на гл. XV Евангелия Матфея, в котором дело идет о
СироФиникийской женщине, Ориген замечает: "Возможно также, со слов Иисуса, что
есть такие хлебы, которые следует давать лишь наиболее разумным, как бы детям
своим; и другие, как бы крошки со стола благорожденных, которые подбираются
некоторыми душами, подобно тому, как делают это псы". А когда Цельсий жалуется,
что грешники вводятся в Церковь, Ориген отвечает, что Церковь имеет целебные
средства для больных, но также и познание божественных вещей для здоровых.
Грешников учат не грешить, и лишь когда обнаружится, что люди подвинулись
вперед и что они "очистились благодатью Слова", только тогда, не раньше,
"приглашаем мы их участвовать в наших Мистериях. Ибо мы делимся мудростью с
теми, которые совершенны"*38, грешники же получают исцеление, "ибо в
божественности Слова пребывает помощь для исцеления тех, которые захвачены
недугом... И другое, что для чистых душою и телом дает раскрытие Мистерии,
которая содержалась втайне с сотворения мира, но которая ныне стала явной
благодаря Писаниям пророков и благодаря появлению нашего Господа Иисуса Христа,
которое появление очевидно для каждого из совершенных и которое просвещает
разум в истинном познании вещей"*39. Такие появления божественных Существ
происходили, как мы видели, и в языческих Мистериях, и в церковных Мистериях
были такие же светлые появления. "Бог Слово", говорит он, -"было послано как
целитель и к грешникам, но как Учитель Божественных Мистерий к тем, кто уже
очистился и более не грешит"*40. "Мудрость не проникнет в душу низкого человека
и не будет пребыватъ в теле, которое погрязло в грехе"; вот по-чему эти высшие
обучения даются только тем, кого можно считать "атлетами в благочестии и во
всякой добродетели". Христиане не допускали нечистого к этому познанию, но
говорили:
"Кто имеет чистые руки и может поэтому простирать праведные руки к Богу...
пусть придет он к нам... кто очищен не только от всякой скверны, но и от того,
что считается меньшими грехами, да причислится он смело к посвященным в
Мистерии Иисуса, которые настоящим образом познаются только праведными и
чистыми". Отсюда было в обычае, чтобы тот, кто действовал как Посвящающий
согласно с заповедями Иисуса, Иерофант, начинал церемонию Посвящения с
|
|