|
принадлежит не всем", и говорит, ссылаясь на послание к Евреям*18, что
"несомненно и у Евреев было нечто, устно переданное и не записанное"; а затем
ссылается на Св. Варнаву, который говорит о
Боге, как о "вложившем в наши сердца мудрость и понимание Своих тайн", и
говорит, что "только немногим доступно понимание этих вещей", в которых "следы
гностического предания". "Посему обучение, разоблачающее скрытые вещи, называют
просветлением, ибо лишь один Учитель может приподнять крышку кивота Завета"*19.
Далее, ссылаясь на Ап. Павла, он разъясняет его замечание, обращенное к
Римлянам так, что он хочет явиться к ним "с полным благословением
благовествования Христа"*20 и что он таким образом определяет "духовный дар и
гностическое толкование", тогда как в своем присутствии желает наделить их
"полнотою Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было
умолчано, но которая ныне явлена и чрез писания пророческие по повелению вечною
Бога возвещена всем народам". Но лишь немногим из них показано, что означают те
вещи, которые содержатся в Мистерии. И посему правильно говорит Платон,
рассуждая о Боге: "Мы должны говорить загадками, дабы, попадись таблица по
несчастному случаю, приключившемуся с ее листами на море или на суше, тот, кто
прочтет их, оставался бы в неведении"*21. После усердного исследования
греческих писателей и наведения справок в философии, св. Климент заявляет, что
Гнозис, "сообщенный и открытый Сыном Божиим, есть мудрость... И сам Гнозис есть
то, что перешло через передачу к немногим, переданное изустно Апостолами"*22.
После подробного изложения жизни Гностика, Посвященного, св. Климент
заканчивает так: "Да будет этот пример достаточен для тех, которые имеют уши.
Ибо не подобает раскрывать тайну, но лишь указать так, что бы достаточно было
для соучастников в знании постигнуть ее умом"*23. Считая, что св. Писания
состоят из аллегорий и символов и что они скрывают истинный смысл для того,
чтобы возбуждать пытливость и охранять невежественных читателей от опасности*24,
св. Климент давал свое высшее обучение только хорошо подготовленным ученикам.
"Наши Гностики глубоко ученые люди"*25 - говорит он. И в другом месте:
"Гностики должны обладать эрудицией"*26. Приобретая способности предыдущей
умственной подготовкой, возможно овладеть и более глубоким знанием, ибо, "хотя
человек может верить, не обладая знанием, мы все же утверждаем, что невозможно
для человека без учености понимать то, что объявляется в вере."*27 "Некоторые,
считающие себя одаренными от природы, не желают прикасаться ни к философии, ни
к логике; более того, они не хотят изучать и естественные науки. Они хотят
одной только веры... Таким образом, я того называю истинно ученым, который
приносит все для свидетельствования об истине, чтобы из геометрии, музыки,
грамматики и самой философии, выбирая все полезное, мог бы он охранять веру от
нападения... Как необходимо для того, кто желает разделять могущество Бога,
трактовать интеллектуальные предметы путем философии"*28. "Гностик пользуется
различными в ветвями учености, как вспомогательными упражнениями"*29. Из этих
цитат ясно, до чего св. Климент был далек от мысли, что христианское учение
мирится с невежеством необразованного последователя. "Кто сведущ во всех видах
мудрости, тот будет по преимуществу Гностиком"*30. Таким образом, приветствуя и
невежественного, и грешника, и находя в Евангелиях все необходимое для их
духовной нужды, он думал, что только знающие и чистые могут быть годными
кандидатами для Мистерий. "Апостол, для отличия от гностического совершенства,
называет простую веру основанием, а иногда молоком"*31; но на этом "основании"
должно быть возведено здание гнозиса, и пища взрослых должна заменить пищу
младенцев. В этом различии, которое проводит св. Климент, нет ни жесткости, ни
презрения, а лишь спокойное и мудрое признание истинного порядка вещей. Даже и
хорошо подготовленные и ученые искатели гнозиса могли надеяться проникнуть лишь
постепенно, шаг за шагом, в глубокие истины, раскрывающиеся в Мистериях. Это
выступает ясно в комментариях св. Климента к видению Гермеса, где он дает
указания и на способ, как читать оккультные произведения. "Та Сила, которая
явилась Гермесу в Видении в виде Церкви, не дала ли и она для переписывания
книгу, которую желала передать избранным? И ее, - говорит св. Климент, - он
переписывал буква за буквой, не зная, как завершатся слоги". А это означает,
что Писание ясно для всех, если его читать в его низком
значении, и что это и есть вера, которая занимает место основоположений.
Вследствие чего и употребляется образное выражение "читать сообразно букве",
тогда как гностическое раскрытие Писаний, когда вера уже достигла продвинутого
состояния, сравнивается с чтением сообразно слогам... а раз Спаситель дал
учение Апостолам, устное изложение записанного (Писаний) было передано также и
нам, вписанное силою Бога в сердца новые, соответственно обновлению книги. Так,
наиболее прославленные среди Греков посвящают плод помгранаты Гермесу, что,
говорят они, равняется речи, в виду его истолкования. Ибо речь скрывает многое..
. что посему не только для тех, которые читают просто, приобретение истины
столь трудно, но даже и те, которые имеют преимущество познавания истины, не
удостаиваются сразу ее лицезрения, так учит история Моисея; пока не привыкнем
взирать, как взирали Евреи на славу Моисея и как пророки Израиля - на сонмы
ангелов, до тех пор и мы не станем способны взирать на великолепие истины лицом
к лицу"*32. Можно было бы привести еще не мало ссылок, но и этих достаточно,
чтобы установить тот факт, что св. Климент был посвящен в Мистерии ранней
Церкви и писал для пользы тех, которые также были посвящены. Следующим
свидетелем является его ученик Ориген, это светило науки, отличавшийся
мужеством. правдивостью, кротостью и рвением, равные которым трудно найти. Что
касается его трудов, то они остаются и до наших дней драгоценным рудником, в
котором ищущие истины могут найти много сокровищ мудрости. В его знаменитой
полемике с Цельсием, в которой он выступает в защиту христианства, встречаются
|
|