|
но в Части 111 этой книги), ограничившисьдля начала только на
туральными (т.е. целыми положительными) числами. Луж та
кие «гаинственные» С точки зрения ученых древности числа, как
отрицательные (признававшиеся еще в средние века недоступ
ными человеческому разуму, а ныне понятные каждому наше
му ребенку, смотрящему зимой на показания уличного термо
метра) и иррациональные (в переводе - «недоступные разу
МУ») В нумерологии почти не затрагиваются. Не пора ли иссле
дователям «тайн числа» познакомиться с тем, что произошло в
математике за последние много сотен лет?
Для современного математика натуральные числа опи
cыBaюTcя системой аксиом (подобно тому, как геомет
рические объекты описывались аксиоматически еще в антич-
64 НУМЕРOJIОГИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ •
ности, ныне в школе это изучают как аксиоматику Евклида),
предложенной итальянским математиком Джузеппе Пеано
в 1889 году. Не вдаваясь в подробности (которые можно най
ти в книгах по современной математике), отмечу только, что
подход Пеано основан на операции перехода от одного
натурального числа n к следующему числу: n' = n+ 1, а в его
аксиомах задаются свойства этой операции.
Отмечу также, что понятия числа у современных фи
лософов разработано совершенно неудовлетворительно,
что, возможно, связано с тем, что они игнорировали дос
тижения философов и математиков древности и не желали
соединить их учения с современной точкой зрения на чис
ла. Интересные и перспективные подходы к понятию чис
ла можно найти у некоторых эзотериков прошлого и
настоящего, не порвавших окончательно связей с учения
мидревних.
Еще в древности говорили (например, Плотин), что
натуральные числа можно рассматривать как разрешение
противоречия между единым (которое символизируется
числом 1, с которым еще связываются такие понятия как
Абсолют, начало, идея, потенциал, тождество и др.) и мно
гим (символом которого является бесконечность, с кото
рой связано представление о нашем конкретном мире как
предельном порождении Абсолюта), между "ничем" (сим
волизируемым нулем О) и "всем" (символизируемым бес
конечностью 00 = 1/0), а также между единичным и всеоб
щим, между началом и концом, между рождением и смер
тью. В рамках этого понимания все натуральные числа
можно рассматривать как отдельные ступени в движении
от Единого Абсолюта к бесконечному разнообразию на
шего Мира. При этом чем больше величина натурального
числа, тем более конкретные, "мирские" понятия оно мо
жет описывать, тем большая детализация понятий ему до
ступна (хотя, в силу увеличения числа деталей приходится
описывать большие числа на очень абстрактном языке).
Однако каждый шаг в этом описании дается с очень боль-
65 (8 В.В.Г.
шим трудом. Не случайно в большинстве книг по
нумерологии подробно описаны только первые несколько
чисел. Обычно это числа от 1 до 10, причем, говоря о чис
лах 8,9, 10, обычно просто называют их завершающими
определенный ряд чисел, а потому - совершенными, пре
дельными, а рассмотрение более конкретных их свойств
про изводится довольно редко. Следующие далее числа рас
сматриваются уж совсем вкратце, да и глубина и подроб
ность рассмотрения при этом обычно невелика. Лишь в
очень немногих книгах подробно рассматриваются дву
значные числа, например, это сделано в книге Пьетро Бон
го (опубликованной в 1585 году и пере изданной в 1983 году)
«Тайны чисел» (Petrus Bungus, "Numerorum Mysteria"), яв
ляющейся как бы энциклопедией представлений древних
о числе, и в упоминавшейся выше книге А.Подводного.
Но эти подходы эзотериков, которые в разные времена в
разных местах Земли именовались еще и герметистами,
гностиками, оккультистами, каббалистами и др. (эти наи
менования когда-то имели свой, вполне определенный
смысл, но ныне он значительно искажен и потому для про
стоты их можно рассматривать как синонимы), еще очень
далеки от достижения удовлетворительного конечного ре
зультата. Очень многие знания о числе нынче представля
ются утерянными, многое забыто (но, я уверен, не утеря
но!), но это вовсе не означает, что прогрессивное развитие
нумерологии сейчас стало невозможным! Как раз наобо
рот, именно сейчас, когда дифференциация науки достиг
ла своего апогея, когда каждая из отдельных наук в доста
точной мере проявила свою индивидуальность, стоит пред
|
|