|
ликом, но вы можете смотреть налево, можете смотреть направо, и
как-то корректировать свои проявления, выбирать разные модальности своего
поведения.
На любительском уровне проработки Лилит у человека возникают правила
согласования символов. Если на варварском уровне символов, как правило, немного
и они совершенно произвольно друг с другом компонуются, человек об этом не
задумывается и лепит их, как ему нравится, то на любительском уровне он
понимает, что между этими символами есть определенные правила взаимодействия и
компоновки, определенное соподчинение, как у слов в предложении есть
грамматическое управление. Нельзя просто бормотать слова друг за другом, нужно
строить фразу, соблюдая законы грамматики.
Здесь появляется понятие о системном подходе, возникают представления о
разных символических системах с более или менее богатыми наборами символов, и
человек начинает их уважать. Он смотрит снизу вверх на науку, уважает разные
системы, схемы, классификации. У него происходит дифференциация символов,
выяснение отношений между ними. Так ребенок учится собирать конструктор или
составную картинку из кубиков, соединяя их так, чтобы рисунок на одном кубике
подходил к рисунку на соседнем кубике
И эти символы уже начинают имитировать реальность. На варварском уровне
проработки Лилит нет даже намека на то, что символы могут имитировать
реальность - они лишь грубо вторгаются в нее. А здесь из символов строится как
бы игрушечный мир. (В зависимости от того, где стоит Лилит, вы сразу же сможете
понять, где человек будет заниматься этим строительством. Если она стоит в
водной стихии, то у него это строительство будет происходить в первую очередь
во внутреннем мире, а если она стоит в земном знаке, то, соответственно, во
внешнем мире.)
И, наконец, профессиональный уровень.
На профессиональном уровне проработки Томы человек понимает, что его
внутреннее реагирование чрезвычайно богато, это фактически реагирование целого
мира, и он относится к нему с большим вниманием. У него большая способность
варьировать, медитировать и очень разнообразно, тонко и сущностно переживать
разные вещи - даже такие, которые, казалось бы, совершенно однозначны.
Представьте себе какой-то штамп, например, жесткий шаблон мышления, или
какой-то установившийся объект, который, казалось бы, незыблем, то есть являет
собой в чистом виде однозначный символ, торжество Лилит. Однако когда этот
символ попадает в восприятие человека с профессионально проработанной Томой, то
оказывается, что это все не так: у этого символа обнаруживаются многочисленные
вариации и степени свободы. Например, известный писатель Д. Сэлинджер
использует такой прием: главный герой повести "Над пропастью во ржи"
пересказывает фильм "Ромео и Джульетта". И с помощью этого пересказа прекрасно
известного сюжета мы узнаем многое - естественно, не о Ромео и Джульетте, а о
мальчике. Так работает хорошо проработанная Тома.
У такого человека очень разнообразные, дифференцированные ощущения, он
совершенно уникальным образом воспринимает любой объект. Иметь дело с таким
человеком в некоторых отношениях очень сложно. Как говорят, все великие люди
заняты одним объектом, а именно, собой. По-видимому, это тоже признак
профессиональной проработки Томы, потому что творец перед тем, как выразить в
понятных потребителю символах ту или иную реальность, ее прорабатывает и
проживает внутри себя, и вот это и есть Тома на высоком уровне. У него
действительно идут необычные и интересные ощущения, переживания, медитации,
требующие большого внимания к себе.
Профессиональный уровень проработки Лилит дает владение хорошо
разработанными символическими системами, и способности к их разработке. Этот
человек создает полные системы, где нет лишних символов, где символы хорошо
друг с другом сочетаются и с ними удобно работать. Это, может быть,
профессиональный конструктор, создающий проект и чертежи большого, сложного
объекта, например, космического корабля. Это требует знания и соблюдения
совершенно определенных и детально разработанных правил (в нашем примере -
изображения технического объекта на бумаге). Но перед этим будущая ракета
расположится (символически) у него во внутреннем мире.
Здесь характерна большая тонкость и точность идентификации, то есть
соотнесения реального объекта со знаком или символом, и нет иллюзии, что это
сделать легко. Здесь идет очень тонкая диагностика: разработанная классификация
накладывается на реальность, однако сам процесс этого наложения очень и очень
непрост.
Карл Юнг, например, стал известен миру, когда написал книгу под названием
"Психологические типы". Психологических типов там два: интроверт и экстраверт.
И обозначены они на первой странице этой книги очень простыми и ясными фразами,
а именно: "Интроверт - это человек, для которого внутренняя реальность важнее
внешней, а внешняя для него - лишь повод для того, чтобы ее воспринять и затем
внутри себя что-то с ней делать. А экстраверт - это человек, для которого
важнее внешняя реальность, и он ей подчиняет внутреннюю". И после этого автор
где-то на протяжении четырехсот страниц объясняет, что такое на самом деле
интраверт и экстраверт - я еще буду вам об этом рассказывать, и перескажу
некоторые его примеры - вся эта книга, в сущности, посвящена изложению большого
количества исторических примеров и обсуждению, кто был интровертом, а кто
экстравертом, и что у них из этого получалось. И в заключение этой толстой
книги, в которой он описал простейшую систему из двух, собственно говоря,
символов, Юнг пишет, что не надо думать, что так уж легко, глядя на человека,
определить, интроверт он или экстраверт: это дело тонкое, тут нужно долго
думать и никогда не вы
|
|