|
расстройку. У него есть очень своеобразные, но достаточно эффективные методы
защиты от человека, который ему не нравится. Он скажет: "Он не такой. Он
противный!" И это "противный" означает, что он уже отстроился, хотя он не
употребил никаких слов. Однако он психологически настроился так, что никакого
резонанса между психическим состоянием его партнера (который ему не нравится) и
им самим просто нет.
Не нужно думать, что люди с сильной Томой беззащитны. Это не так, просто у
них своеобразные и неочевидные защиты. Например, помните, было у нас такое
понятие, как синтонность, то есть такое поведение человека, когда он
употребляет те же модальности, что и партнер; обратное поведение называется
антитонным. В неприятной для себя ситуации этот человек ловко употребит
антитонную модальность - и все, никакого контакта с ним нет, он непостижимым
образом от вас ускользает, хотя ничего, плохого по-видимому не говорит и не
делает. Он, вроде бы, и рядом, но его уже нет. Он как бы внутренне говорит
себе: "Не принимаю", - и умеет-таки не принять, ускользнуть, проскользнуть мимо.
Вообще, Тома - это место, где вы уязвимы. Что такое невроз? Это в первую
очередь неспособность человека выйти из тяжелого сущностного психического
состояния, то есть неспособность перевести Тому в Лилит. У вас есть какой-то
кусочек вашей психики, который почему-то не становится от вас удаленным, хотя
является для вас болезненным. Это означает, что естественная защита вашей
психики по каким-то причинам не работает. Что с этим можно делать, это другой
разговор, это уже тема практической психотерапии, которой мы пока касаться не
будем.
Что касается Лилит, то на варварском уровне ее проработки характерна иллюзия
свободы наклейки бирочек и ярлычков и иллюзия свободы манипулирования объектом.
Здесь символ полностью отделен от объекта. Этот человек говорит: "Пусть!" - и
считает, что этого достаточно. Знаете историю о мулле Насреддине, как он читал
проповедь - это типичный пример такого низкого уровня Лилит. Мулла - это
учитель религиозный школы. Мулла Насреддин пришел в деревню читать проповедь.
Народ собрался его слушать. Мулла спрашивает: "Знаете, о чем я вам буду
проповедь читать?" Они говорят: "Нет, не знаем!" "Ну, тогда и я не знаю!" -
обиделся мулла, и не стал читать. Через неделю он приходит снова, опять
собрался народ, и мулла снова спрашивает: "Знаете, о чем я буду читать?" Народ,
уже ученый, говорит: "Знаем!" "Ну, раз вы знаете, я и читать не буду!" -
отвечает мулла и уходит. Через неделю опять собирается народ. Казалось бы, уж
можно было понять намек. Но нет, народ нуждается в духовном окормлении. Мулла
спрашивает: "Знаете, о чем я буду читать вам проповедь?" Однако народ уже
подготовился: он разделяется на половины, одна половина говорит: "Знаем", а
другая половина говорит: "Не знаем". Мулла говорит: "Очень хорошо! Пусть те,
которые знают, расскажут тем, кто не знает!" Это очень типичная иллюстрация
того, что такое Лилит низкого уровня. У такого человека полная иллюзия, что
когда он говорит: "Пусть будет то-то", - и у него в голове есть ясный
символический план того, что должно произойти - то ровно так оно и произойдет в
действительности ("те, которые знают, расскажут тем, кто не знает") - а то, что
имеющимся в его голове символам соответствуют реальные объекты, которые весьма
удалены от этих символов, ему в голову не приходит.
Другой пример это то, чем нас кормили много лет во времена социализма, когда
манипулирование идеологическими символами заменяло реальные преобразования. Но
эту традицию, к сожалению, преодолеть сложнее, чем хотелось бы. Власть по
природе своей склонна оперировать символами, и для нее они наполнены большой
энергией, особенно символы, обозначающие народ в целом или большие группы людей,
и возникает впечатление, что если мы можем их соединять в словесных формулах,
то тут же нечто подобное происходит и в жизни. Но в жизни оно получается совсем
по-другому, хотя на низком уровне проработки Лилит человек совершенно этого не
понимает. У него есть приказ, у него есть подпись под этим приказом, и все.
Приказ доведен до сведения нижестоящего чиновника - значит, он исполнен.
Теперь переходим к любительскому уровню.
На любительском уровне проработки Томы человек уже в какой-то мере управляет
своими подсознательными ощущениями. Он по-прежнему переполнен своими ощущениями,
но он начинает ими как-то управлять. На варварском уровне у него никакого
управления своими ощущениями нет, он ничего не может с ними сделать. Он
переполнен состоянием, в котором он находится, и его проживает, и здесь для
него вариантов нет, даже если оно негативное. Он может попытаться повиснуть у
вас на шее и передать вам часть своего негатива - но это не есть управление. А
на любительском уровне человек уже учится управлять своими чувствами, он учится
расставлять акценты. Помните, я вам рисовал картинку, кубик, у которого на
гранях написаны разные тонкие тела. Так вот, этот человек переживает всеми
телами сразу, но все-таки он может найти тело, эфирное, например, или
физическое, которое переживает чуть поменьше, и смотреть на происходящее как бы
сквозь него. Насколько тотально мое переживание? Сердце у меня трепещет, руки у
меня дрожат, коленки тоже дрожат. А вот большой палец левой ноги, похоже,
поспокойнее. И я с ним отождествляюсь, и так ситуация вроде бы смотрится
полегче.
Этот человек учится модифицировать, ослаблять и усиливать свои положительные
и отрицательные реакции, он начинает обращать внимание на какие-то символы.
Символы всегда рядом, но в сущностном состоянии человеку не до них. Что такое
любовь? Это состояние, когда, увидев человека, вы забываете обо всем - и об
остальном мире, и о себе, а в сознании остается лишь его образ, который
заполняет вас целиком. Однако на любительском уровне проработки Томы вы в
какой-то степени собой владеете. Переживание, внешний образ по-прежнему
заполняет вас ц
|
|