|
ентре находится личность,
то есть "я". Вокруг центра располагается кружок -это интимная зона, или зона
Томы, то есть сфера сущностного восприятия и переживаний. На существенно
большем расстоянии от центра, то есть от "я", находится кольцо - это зона Лилит,
то есть символического восприятия.
На первом уровне проработки оси схема восприятия выглядит так: в центре
маленький круг (зона Томы), а на известном расстоянии от него - широкое кольцо
зоны Лилит, а между этими зонами - пустое пространство, то есть в каждый момент
времени человек находится либо в зоне Лилит, либо в зоне Томы, и третьего
варианта не существует.
На втором уровне внутренний круг расширяется, и внешнее кольцо тоже
расширяется, но его внутренний радиус при этом уменьшается, так что возникает
буферная зона смешанного восприятия - частично сущностного, но в то же время и
частично оформленного в символах. Таким образом, на втором уровне проработки
оси кольцо Лилит пересекается с кругом Томы.
Рассмотрим область их пересечения, то есть буферную зону. В ней
располагаются те символы, которые для человека обозначают понятия внешнего,
"объективного" мира, но в то же время он их воспринимает лично, и это та часть
его непосредственного эмпатического переживания, которое он может, пусть с
грехом пополам, обозначить в общедоступных символах.
Интересно, что эта схема существенно отражается на социальном поведении
человека и на окружающих его людях. Подумайте о себе, подумайте о ваших
знакомых. Кто находится на первом уровне проработки оси, кто на втором? И где
находитесь сами вы у другого человека - во внутренней зоне, в буферной зоне или
во внешней зоне?
Психотерапевтам важно понимать эту разницу. Например, подумайте о том, что
попасть к человеку в зону Томы - это далеко не безопасная вещь. Когда он вас
сущностно воспринимает, он вас этой своей сущностью облепляет со всех сторон, и
вы попадаете не только под колпак его психики, но и под колпак его ритма жизни,
его карма начинает на вас интенсивно воздействовать. Поэтому многие люди,
разговаривая с психотерапевтами, предпочитают определенное удаление, то есть
они хотят попасть именно в буферную зону терапевта. Если он воспримет их
совершенно формально, например, предложит тест, поставит какие-то галочки и
выдаст рекомендации через компьютер, это будет означать, что он работает по
Черной Луне. Если он полностью прижмет вас к сердцу и будет плакать вместе с
вами, это значит, что он взаимодействует с вами под Томой. Однако большинству
клиентов желателен промежуточный вариант: чтобы какой-то частичкой своего
существа терапевт вас воспринял, но все-таки при этом был достаточно
инструментален и достаточно отдален. Когда хирург, разрезав вам живот, увидит
там что-то нехорошее и расплачется, вам от этого лучше не станет.
Итак, на втором уровне проработки оси в сущностном восприятии человека
используются символы, и, хотя их еще немного, но они наполнены очень большим
личным содержанием.
На третьем уровне проработки оси между зонами Лилит и Томы уже идет
оживленный обмен. Здесь схему с кругом Томы и кольцом Лилит нарисовать нельзя.
Все, что человек сущностно переживает, он в каких-то более или менее адекватных
символах может объяснить, передать другому, и тот его как-то понимает. А те
абстрактные символы, с которыми человек сталкивается, (не все, конечно, но те,
что более ему близки), он стремится хотя бы частично прочувствовать, сделать
так, чтобы они у него внутри сущностно прозвучали. И в этом смысле очень
характерен процесс обучения.
Часто обучение заключается в том, что преподаватель дает какой-то символ,
обозначает его словом или двумя, или вообще непонятно, как обозначает, и этим
ограничивается. После этого все слушатели делятся на две категории: те, которым
этого хватает, и те, которым этого мало. У первых (в момент обучения) активна
Белая Луна, у вторых - Черная. Ученик с активной Лилит должен получить в момент
обучения развернутое описание каждого нового символа, изучить его связи с
известными ему символами, разложить все по полочкам и т.д. Ученик с активной
Томой утомляется символическим многообразием и структурами: он предпочитает
быстренько ухватить новый символ и, не теряя времени, перевести его на уровень
сущностного постижения, наградить этот символ своим собственным значением,
звучанием и т.д. Я как писатель хорошо знаю таких своих читателей. Когда с ними
разговариваешь, то видно, как они читают: они раскрывают книгу на произвольном
месте, берут произвольный абзац, и если он западает им в душу, долго с ним
живут. А все остальное они не читают вовсе. Это не очень хороший способ
обучения, но если у человека творческая натура, то он ходит по миру и всюду
рвет приглянувшиеся ему цветочки с разных полей знания, и эти цветочки
становятся для него источником вдохновения: он составляет из них букет или
плетет венок. Если ему нравится такое поведение - ради Бога, но не надо
называть это обучением. Это - другое.
Вот типичный пример. После встречи с читателями в уездном городе зовет меня
местный эзотерик к себе домой, с гордостью показывает библиотеку, и там на
какой-нибудь полочке рядком стоят мои книги, и я слышу от него такой текст: "Я
очень вас уважаю. Я с большим интересом пришел на встречу с вами. Вот ваши
книги, я их все покупаю, но я их никогда не читаю, это было бы для меня слишком
сильным переживанием. У меня бы крыша сразу съехала. Я их держу в этом уголке
своей библиотеки, и это энергетически самое сильное место в ней. Когда я мимо
него прохожу, я всегда подзаряжаюсь."
Когда я первый раз такого рода сентенцию услышал, я просто не знал, как на
нее реагировать, но потом решил, что это, наверное, все-таки комплимент.
Так вот, на третьем уровне проработки оси человек не стремится наделять
чужие символы своей энергией.
|
|