|
- это
состояние полного включения, по поводу которого человек скажет: "Вот это жизнь!
Я сейчас действительно живу!" Это Тома. И второе состояние - когда он
полностью выключен, он не живет, он - винтик, марионетка в каком-то процессе,
который к нему абсолютно равнодушен, и человек равнодушен к этому процессу -
это Лилит. Такое разделение жизни на два вида состояний - характерный признак
первого уровня проработки оси. Тогда Лилит и Тома не связаны друг с другом
вообще никак: есть царство Лилит и есть царство Томы, и между ними нет ничего
общего.
Для второго уровня проработки оси характерны попытки обмена между Томой и
Лилит. Например, человек, будучи в сущностном состоянии, пытается его себе
описывать, как-то его мыслить, и старается в общеупотребительных символах
передать свои ощущения окружающим так, чтобы они могли хотя бы в общем
представить себе, что с ним происходит. И хотя это у него происходит очень
неуклюже, он все-таки ищет слова для выражения своих состояний.
Люди на первом уровне проработки оси обычно считают, что если человек свой,
то ему ничего говорить не надо. Я его полностью и адекватно воспринимаю, ощущаю,
и точно так же он полностью и адекватно воспринимает и ощущает меня, и любые
слова здесь излишни. Реально это, конечно, не так, это иллюзия. Даже если вы
человека воспринимаете очень сущностно, во-первых, вы воспринимаете его не
целиком, а во-вторых, искаженно.
На втором уровне проработки оси человек начинает это как-то понимать, и
стремится дать комментарии к своему поведению и психологическому самочувствию в
понятных партнеру терминах. Чаще всего он при этом совершает над собой насилие,
он понимает, что он говорит не те слова, но он все же надеется, что какую-то
ясность они внесут.
Если у этого человека активна Лилит, и он как бы играет символами, то он
старается смотреть на них все же чуть-чуть поглубже, он вносит в них сущностный
элемент. Он понимает, например, что люди, которые для него находятся во внешнем
круге, тоже живые, что у каждого из них есть свои личные пристрастия, что они
не вполне марионетки. Он допускает возможность, что он когда-то войдет с ними в
сущностный контакт, и чувствуя, что это может произойти, он к этому по-своему
готовится, и у него появляется связь между внутренним и внешним кругами общения.
Это сказывается, в частности, в его словоупотреблении. У человека на первом
уровне со словоупотреблением вообще большие сложности: одни слова для него
чужие, другие - чересчур "свои". Слова, лично его не касающиеся, идущие под
Лилит - для него чисто формальные понятия, к которым он никак не привязан.
Наоборот, слова, касающиеся его лично, он нагружает очень интимным (и часто
далеким от общепринятого) значением, предполагая, что близкие это значение
априорно знают, ощущают и адекватно воспринимают. Поэтому всегда обращайте
внимание на то, как человек говорит; у каждого человека есть особый акцент для
Лилит и совершенно другой акцент для Томы.
Когда человек говорит под Лилит, у вас может возникнуть впечатление, что вы
читаете передовую статью газеты, или доску объявлений, или газету "Из рук в
руки"; здесь идет чистая, объективированная информация, нередко в большом темпе.
Акцент Томы совершенно иной. Здесь характерны долгие паузы, когда вы все
ждете и ждете очередного слова, - но когда, наконец, оно приходит, то наполнено
такой эмоцией, таким значением, что вы будете его переваривать еще час, и вам
от этого будет хорошо (или плохо).
Для второго уровня характерна первичная постановка проблемы искреннего и
адекватного самовыражения. Этот человек думает: "Что я могу дать другому
человеку, близкому, кому я доверяю, из своих переживаний?" Он еще не умеет себя
адекватно выразить, но, по крайней мере, у него уже есть желание это сделать.
Далекие, чужие для себя символы, он старается как-то пережить, услышать свой
внутренний отклик на них. Он формально знает, что этот символ для кого-то
является сущностным, и старается его воспринять.
Я иногда веду беседы об астрологии и религии с разными людьми ментального
эгрегора - бывшими (и настоящими) учеными. И когда я слышу от них априорное
отрицание Бога (или астрологии), я говорю: "Вы слишком легко это делаете. Когда
отрицать понятие или доктрину легко? В том случае, когда они идут для вас под
Черной Луной. Есть абстрактный символ, но он вам не нравится, или у вас есть
логические соображения против него - и вы его не принимаете. Но как же так?
Сколько существует человечество, столько существуют представления о Боге. У
разных народов - разное, в разные времена - разные, но они же всегда были и у
большей части человечества сейчас есть! Поэтому отрицание Бога по сути своей -
антиисторический подход! То же относится и к астрологии. Астрология -
древнейшая наука, она существует, наверное, столько же, сколько существует хомо
сапиенс, и как же можно так легко взять и перечеркнуть то, что всем нашим
предкам было сущностно значимо. Представьте себе, что во всех сложных и
ответственных случаях своей жизни человек шел к жрецу, шел в храм, и поклонялся
своему Богу, просил у Него и у звезд совета и помощи. Это же был большой кусок
его жизни! Вы хоть чуть-чуть представьте себе, что вы перечеркиваете своим
атеизмом, что вы перечеркиваете своим отрицанием астрологии."
Если у человека не проработана ось Лилит - Тома, он этого рассуждения не
поймет. Для него есть логическое понятие истины, есть абстрактный символ
"правильное" и есть абстрактный символ "неправильное", а представление о том,
что символ можно переживать, у него просто отсутствует.
Однако оно появляется на втором уровне проработки оси Тома- Лилит, и здесь
возникает буферная зона между кругами сущностного и символического восприятия.
Я сейчас изображу это обстоятельство графически. В
|
|