|
ны такого толкования магических качеств камня.
Английский инфант Эдуард Уэльский по прозвищу Черный принц обладал
прекрасным рубином, перешедшим затем по наследству к королю Генриху V. Новый
владелец был уверен, что рубин символизирует стремление к победе, неукротимость
духа, самоотверженность и, в итоге, гарантирует владельцу счастливое достижение
цели. Надо признать, что у короля были основания так считать: в битве при
Агинкорте на шлем короля, украшенный рубином (впоследствии названным Черным
принцем), обрушился удар меча, но ни рубин, ни его обладатель не пострадали. Да
и битву Генрих выиграл. Потом, правда, выяснилось, что Черный принц не рубин, а
шпинель, но учитывая романтическую историю и длительную связь с Британской
короной, Черный принц занимает особое место в Государственной имперской короне
-его помещают в центре переднего креста.
Еще один камень из регалий Британской короны заслуживает упоминания. Это
Рубин Тимура, камень покорителя народов Тимур-ленга, Тимура-хромца, Тамерлана.
Вот портрет непобедимого Тамерлана, приведенный Максимом Горьким в Сказках об
Италии: На его страшной седой голове - белая шапка с рубином на острой верхушке,
и качается этот кровавый глаз, озирая мир... Лицо хромого - как широкий нож,
покрытый ржавчиной от крови, в которую он погружался тысячи раз... А в ушах
царя - серьги из рубинов Цейлона, из камней цвета губ красивой девушки...
После смерти Тамерлана Рубин Тимура долго скитался по дворцам, коронам,
тронам и сокровищницам. Принадлежал он и величайшему астроному Востока внуку
Тимура Мирзе Улугбеку, и Великому Моголу шаху Джехану, увековечившему себя
постройкой мавзолея Тадж-Махал. Рубин Тимура украшал легендарный Павлиний трон
в Дели.
О Павлиньем троне нужно рассказать особо. Парадный трон, изготовленный в
1629 году по повелению шаха Джехана лучшими камнерезами и ювелирами
Индостанского полуострова, был шедевром ювелирного искусства. Изготовленный в
виде развернутого павлиньего хвоста (откуда и пошло название), трон являл собой
парад, феерию драгоценных камней высочайшего класса. Естественно, такое
блистающее великолепие не могло не вызвать завистливых взглядов соседей.
Следствием этой зависти стали изнурительные кровопролитные войны, тянувшиеся
свыше двухсот лет. За это время трон, а вместе с ним и Рубин Тимура, переходя
из рук в руки различных владык, побывали в Персии, Афганистане, Курдистане,
возвращались в Индию и снова кочевали по дворцам и сокровищницам.
В 1849 году, после захвата английскими колонизаторами Курдистана все
государственные сокровища стали собственностью Ост-Индской компании. Самые
крупные из драгоценностей Павлиньего трона были вынуты из оправ и высланы в
метрополию. Павлиний трон отправили в Англию на корабле Гроусвинер, однако
судно потерпело аварию у берегов Восточной Африки и затонуло. Трон ушел на дно
Индийского океана. Точные координаты гибели корабля неизвестны. А Рубин Тимура
вместе с некоторыми другими камнями благополучно добрался до Англии, где
элегантные джентльмены (по совместительству - колонизаторы и воры) преподнесли
его с соответствующими церемониями своей королеве. Королева Виктория приняла
дар. Сейчас камень экспонируется в Индийской комнате Букингемского дворца. И,
между прочим, недавно установлено, что Рубин Тимура - тоже шпинель.
В Оружейной палате Московского Кремля можно увидеть великолепные рубины,
шпинели, гранаты и турмалины, которые украшают многочисленные изделия,
входившие в сокровищницу русских царей. Это, прежде всего, Шапка Мономаха,
Корона царства Казанского, Корона императрицы Екатерины I, многие другие короны,
а также скипетры, державы, щиты, бармы (царские оплечья), булавы, наперсные
кресты, державные троны, оружие, посохи, трости, церковная утварь, серьги,
браслеты, перстни. В Особой кладовой и Особой кладовой Востока в Эрмитаже
находятся удивительные изделия с красными камнями - скифские, греческие,
персидские, римские, индийские.
Интересный образец хранится в Золотой кладовой. Нежно-розовая шпинель,
величиной со спелую сливу, прикрепленная цепью к плоской золотой розетке, на
которой выгравирован парусный корабль. Эта подвеска принадлежала знаменитому
английскому флибустьеру сэру Френсису Дрейку. Личность владельца подвески
заслуживает отдельного рассказа.
Фрэнсис Дрейк, родившийся в середине XVI века в Девоншире в семье
фанатичного протестанта, сделал своим ремеслом морской разбой. Удача неизменно
сопутствовала корсару и слава его в Англии сравнима лишь с популярностью
знаменитого Нельсона. В конце XVI века великие морские державы, Испания и
Англия, хотя и не находились в состоянии войны, но пристально следили за
географическими, а следовательно, и колониальными изысканиями друг друга. Дрейк
был одним из разведчиков королевы Елизаветы. Золото, серебро, драгоценные камни,
награбленные католиками-испанцами у язычников-индейцев Америки, отправлялись
на специальных кораблях - галеонах в метрополию. А поскольку вражда между
католиками и протестантами длилась вне времени и территорий, то богобоязненный
пират не считал грехом грабеж испанских галеонов. Удачливый пират был
впоследствии пожалован королевой Елизаветой рыцарским титулом сэра, барона и
чином адмирала.
Парадокс долгой славы Дрейка заключается в том, что не только в древних,
но и в новых книгах и даже школьных учебниках этот хитрый и вероломный корсар
изображен благородным борцом за истинную веру. Всю свою жизнь пират похвалялся,
что не пролил ни капли испанской крови. Да, это так. На палубе его легендарного
парусника Золотая лань, действительно, не пытали пленных испанцев, не вешали на
реях, не отсекали рук и ног, т. е. не делали всего того, чем печально известны
многочисленные предшественники и последователи великого пирата. Дрейк поступал
иначе. На галеонах рубили мачты и отправляли корабли в океан плыть по воле волн.
Испанцев не трогали
- пусть их Бог о них позаботится. И лишенные управления корабли разбивало
штормами, выбрасывало на скалы, уносило в безбрежь
|
|