|
Новая звезда, которая была видна на протяжении 70 дней" (Н.А.Климишин.
Календарь и хронология. М., 1981). Однако, отождествление замеченной китайскими
астрономами сверхновой звезды со звездой Вифлеема не дает ответа ни на один из
наших вопросов. Каким образом она указывала на Мессию, который должен родиться
в Иудее? И вообще, какое отношение она может иметь к Рождеству, если она
появилась весной 5 года до н.э. и была видна только в течение 70 дней, а
Христос родился зимой, 25 декабря...
Еще одна версия состоит в том, что Вифлеемская Звезда была кометой,
стремительно пролетевшей мимо Земли. Однако и эта версия наталкивается на
непреодолимые противоречия. Ведь одна из самых ярких и известных периодических
комет, комета Галлея, чья орбита находится в пределах Солнечной системы, была
видна на Земле только лишь в 12 году до н.э. Кроме того, в символике кометы
доминирует инфернальный, демонический аспект, и в массовом сознании античной
эпохи комета ассоциировалась со стихийными бедствиями, катастрофами, эпидемиями.
Все эти детали плохо соотносятся с сотериологическим характером миссии Христа..
.
В связи с этим фактом нелишне вспомнить последнее прохождение кометы Галлея
через перигелий 9 февраля 1986 г. и последовавшую вскоре страшную катастрофу на
Чернобыльской АЭС.
Наибольшее доверие вызывает гипотеза, выдвинутая знаменитым астрономом
Иоганном Кеплером. В 1603-1604 годах он наблюдал соединение планет Юпитера и
Сатурна, к которым в следующем году присоединился Марс. Используя
математические вычисления, Кеплер пришел к выводу, что такое тройное соединение
планет бывает примерно раз в 800 лет. На основании этих соображений Кеплер
определил время рождения Христа - 748 год от основания Рима, или 6 лет до н.э.
Как будет показано впоследствии, он ошибся на один год (к нашему большому
сожалению, у Кеплера не было тогда точных формул, не говоря уже о компьютере!).
Эта дата близко соотносится и с известными историческими фактами. Так,
согласно Евангелию от Луки, Иисус был зачат шестью месяцами позже Иоанна
Крестителя, который, в свою очередь, был зачат во времена Царя Иудеи Ирода
Великого. Но известно, что Ирод умер весной 750 года римского летоисчисления,
что соответствует 4 году до н.э. А проводимая римлянами перепись, из-за которой
Святое семейство вынуждено было прибыть в Назарет, могла состояться не позже
6-7 года до н.э. (см. А.Донини. Люди, идолы и боги. М., 1986).
"Нельзя не упомянуть здесь о том, что анализ данных о затмении Луны привел к
выводу о существовании противоречия между введенной монахом Дионисием Малым
эрой "От рождества Христова" и историческими данными. В самом деле, историк
Иосиф Флавий (ок. 37 - ок. 95) отмечает, что иудейский царь Ирод воцарился в
консульство Гнея Домиция Кальвина и Кая Асиния Поллиона (714 год "от основания
Рима"), и что он умер на 37-м году своего царствования, в том году, когда перед
иудейской пасхой произошло лунное затмение (Болотов В.В. Лекции по истории
древней Церкви. 1.- С.-Петербург, 1907, стр. 88).
Согласно расчетам, на этот период времени приходилось три лунных затмения: в
ночь с 12 на 13 марта 750 г., 20 января 752 г., и в ночь с 9 на 10 января 753 г.
"от основания Рима", причем второе из них было видно лишь в западном полушарии.
Далее, на монетах 753 года уже указывается преемник Ирода. Следовательно, царь
Ирод умер в 750 году "от основания Рима", т.е. в 4 году до н.э." (Климишин.
Календарь и хронология. М.,1971, стр. 170).
* * *
"Мнение Кеплера принимается в наше время многими серьезным толкователями и о
нем можно сказать, что это лучшее и наиболее обоснованное мнение. (...) Гораздо
более трудный вопрос, каким образом волхвы узнали по звезде, что родился именно
царь, и притом царь Иудейский" - констатирует Толковая Библия, изданная
преемниками А.С. Лопухина (Толковая Библия. т.3, Евангелие от Матфея, стр. 44.
Второе издание. Институт перевода Библии. Стокгольм, 1987). Волхвы принадлежали
к тем людям, для взора которых "небесный свод был... рядом блестящих точек, с
движением которых так или иначе сообразовывалась наша земная жизнь" (Там же; в
дальнейшем - Толковая Библия).
Если довести эту мысль до ее логического завершения, то нетрудно прийти к
выводу, что волхвы принадлежали к одному из сообществ астрологов. Установив
этот факт, мы можем выяснить и то место, откуда пришли волхвы. Речь идет о
Месопотамии, междуречье Тигра и Евфрата, районе культурного влияния Древнего
Вавилона и прилегающих к ним территориях. В этом месте в 8 веке от основания
Рима находилась и столица Парфянского государства Ктесифон (Селевкия-на-Тигре).
Эта территория еще со времени шумеро-аккадской культуры являла собой настоящий
центр древней футурологии. В Месопотамии десятки поколений жрецов различных
культов шлифовали свои познания в технике гаданий, интерпретации сновидений и,
конечно, астрологии.
В позднейших средневековых легендах образы волхвов трансформировались в трех
царей, представлявших три человеческие расы - потомков Сима, Хама и Иафета, а
новейшие комментаторы-теософы видят в них посланцев из предгорий Гималаев. Но
именно реальные исторические факты убеждают нас в некоторой натянутости
подобных объяснений. Зато версия, согласно которой евангельские "волхвы" - это
астрологи из Месопотамии, последователи зороастрийской религии, выглядит более
чем достоверно, что и будет объяснено далее.
Научно-историческая реконструкция указанных событий указала на наиболее
вероятный психологический сценарий поведения волхвов, который учитывает и
непротиворечиво объясняет все дошедшие до нас факты об их удивительном
путешествии. Кроме того, мы сможем выяснить, каким же образом волхвы, увидев
|
|