|
СЕМИРА
АРХЕТИПЫ ЮНГА И АСТРОМИФОЛОГИЯ
послесловие к переводам К.Г.Юнга из книги «Алхимия снов» СПб/Тимоти, 1997
при цитировании данного материала обязательно ссылаться на автора (с)
Эта статья содержит краткий обзор основных архетипов Юнга, описание
которых не вошло в переводы данной книги. Кроме того, здесь мы покажем, что
образы этих архетипов можно найти не только в снах и алхимии, но и в смежной
области — астрологии (к которой, как и к алхимии, психоаналитик относился с
глубоким интересом и пиететом). Корни астрологии кроются в древнейших пластах
мифологического сознания, и мы взглянем на компоненты "коллективного
бессознательного" Юнга с точки зрения обобщённых мифологических архетипов,
универсальных праобразов, которые ложатся в систему Зодиака.
Юнг опирался на мифологию и сознательно использовал образы, наработанные
культурой, в своей практике, как и для описания психологических явлений.
"Психологическое освещение этих образов, которое нельзя обойти молчанием и
слепо проигнорировать, ведёт прямо в глубины религиозной феноменологии. История
религии в широком смысле этого слова (включая мифологию, фольклор и древние
формы психологии) является сокровищницей архетипических форм, из которой доктор
легко может выудить подходящие аналогии и параллели, чтобы успокоить и
прояснить сознание, затопленное океаном. В высшей степени необходимо
рассматривать фантастические образы, которые в свете разума выглядят столь
странными и угрожающими, в некоем контексте, который делает их более ясными.
"1[1] Таким контестом для Юнга были художественные произведения искусства и
литературы, а также алхимия и мифология. Устойчивые образы, встречающиеся во
всех этих областях, он назвал архетипами.
Юнг понимал под архетипом содержание бессознательного, которое раскрывает
себя сознанию всегда с некоторым искажением, привносимом в непосредственное
восприятие культурой и индивидуальными склонностями человека. Он не ставил
вопроса, как возникли архетипы и существует ли их наиболее истинная или
первичная форма. Для европейца Юнга, мировоззрение которого впитало в себя
классическую немецкую философию, архетип заведомо присутствует в психике
подобно кантовской идее a priori, как образ божественного ума. Юнг пишет об
этом так: "Душа — часть внутренней мистерии жизни, она имеет свою особенную
структуру и форму, как любой другой организм. Откуда произошла эта психическая
структура с её элементами — архетипами, это вопрос метафизики, который,
следовательно, остаётся без ответа. Это нечто данное, предустановленное, что
присутствует во всех случаях."2[2] Так понимали архетип мыслители античности и
средневековья, и этим было всё сказано — однако, для науки третьего тысячелетия
такой ответ о природе архетипа, вероятно, будет уже недостаточным.
Труды Юнга проясняют и развенчивают религиозные мифы во славу человеческой
индивидуальности; но психологический подход не даёт достаточных оснований,
чтобы провозгласить тот исторический и во многом атеистический взгляд, что
именно человеческое сознание в процессе своего развития создало мир души и те
архетипические образы, которые его составляют. Основываясь на
противопоставлении сознания и бессознательного, основатель аналитической
психологии сохраняет дуализм восприятия мира, который он сам стремится
преодолеть. Он сохраняет его для того, чтобы не допустить
примитивно-эмпирического, плоско-материалистического подхода, которым грешит
современная наука, склонная рассматривать человека как биологическую машину и
лишающая его божественного предназначения. Но величие человека именно в том,
что он способен сам ставить себе божественные цели и достигать их. И история
мифологии позволяет увидеть единство человеческого разума (сознания) и
божественной души (бессознательного).
Мифологические образы, если рассмотреть их сущностные черты, поразительно
подобны в разных концах Земли, несмотря на бросающееся в глаза внешнее различие
истории и культуры разных народов. Это позволяет выделить универсальные
праобразы, общие для всего человечества — древнейшие архетипы, подтверждающие
единство божественного нуса, как и психики людей. Среди них есть более древние
и более новые, и каждый из них отразил особое, но непосредственно-цельное и
по-новому яркое отношение людей к миру. Эти образы обычно связывают с античным
пантеоном богов, хотя одна лишь античная мифология даёт лишь очень
поверхностное представление о том, какая изначальная полнота и насколько
глубокий эволюционный смысл кроется за каждым из пёстрого богатства её
персонажей. Анализ мировой мифологии в целом даёт возможность проследить, как
боги одного типа сменяли других, фиксируя достижения людей в созидании культуры.
Параллельно ей шла эволюция сознания, творя внутренний мир человека из
жизненно необходимых и наиболее актуальных для него внешних форм. История
мифологии позволяет увидеть, как, разрабатывая образы новых богов и забывая
прежних, разум постепенно создавал сферу своих форм, которая сегодня ушла в
глубины бессознательного, оставив на поверхности лишь абстрактные идеи.
Обращаясь к ненаписанной истории, которую доносят до нас мифы, мы увидим,
что душа — это лишь вотчина сознания, его вторая, иная, потусторонняя
реальность, область его долговременной памяти, откуда оно извлекает, когда
необходимо, самые древние свои образы. Душа — часть сознания, но это не надо
понимать примитивно: сознание в древние времена было неразделимо с чувством, и
потому, вспоминая древние праобразы как первые и наиболее универсальные
архетипы, оно вызывает в памяти и непосредственно-свежие, первозданно яркие и
божественно-небесные ощущения, перед которыми зачастую пассует забывший о них
разум, ограниченный стереотипами цивилизации.
Астрология здесь оказывает ту помощь, что позволяет чётко отделить один
а
|
|