|
згляда на мир, приходя к идее относительности
всех его проявлений. Так Беркли пишет о многослойности материи, которую мы не
можем постигнуть однозначно. Для Н.Гартмана бытие также имеет слоистую
структуру, состоя из качественно различных пластов, имеющих разные формы
существования. В науке идею относительности разработали представители знака Рыб
Галилей и Эйнштейн.
Отталкиваясь от основополагающего водолейского представления о свободе, которой
этот знак наделяет не только человека, но и природу, Рыбы убеждены в
невозможности дать единственно верное рациональное объянение мира, всегда
оставляя место необъяснимому. И для Ясперса философия обречена оставаться
открытым процессом мышления, где вопросы преобладают над ответами. Но поскольку
философы-Рыбы не останавливаются на потоке сомнений, свойственных этому знаку в
быту, а стремятся к наиболее адекватному описанию реальности, они склонны
видеть его в целостной картине мира (которую создавали Коперник, Эйнштейн или
Вернадский).
Созданию всеобщей картины мира помогает метафизический подход, позволяющий
объединить разные формы мышления, которые являют искусство и наука, религия и
философия. Шлегель усматривал прообраз такого единства в древней мифологии: миф
всегда развертывает перед нами целостную картину бытия. Говоря о том, что
мышление перед лицом трансцендентного становится метафизическим, Ясперс
рассматривал миф как целостный образ определенного этапа истории, говоря:
"Демифологизация мифа привела бы к убожеству духа и одномерному существованию.
Не все поддается рациональному анализу." Рикер пытался объединить разные
способы философствования на основе религии, которая выводит нас к всеобщему
единству души.
Символ души Рыб, Нептун,-- планета изначального, иррационального и
сверхчувственного единства, которое доносят до нас музыка и вера. И в познании
Рыбы также склонны опереться на созерцание иррационального. Это "ощущения-идеи"
Беркли, интуиция у Кроче или просто несколько выходящее за пределы рассудка
отражение в искусстве музыки божественной воли к жизни у Шопенгауэра. Гартман
так представлял себе познание: "В сердце существа находится Неосознанное,
которое как имманентное и унивесальное провидение обрабатывает без ошибок и
колебаний все психологические явления и направляет их к предопределенной воле,
то есть к возвращению к это самое Неосознанное". И это для Рыб путь к любому
знанию, что подтверждают слова Шлегеля: "Если ты хочешь проникнуть в тайны
физики, то ты должен посвятить себя в мистерии поэзии".
Одновременно Рыбы видят задачу философии в том, чтобы не дать уму попасть в
сети иллюзий, также порождаемых Нептуном, и разоблачают бессознательные
привычные мнения. Так Гартман доказывал иллюзорность привычных представлений
ума о земном и потустороннем счастье, равно как и об историческом прогрессе. То
же делал и Шопенгауэр, что закрепило за ним репутацию мизантропа.
Истинное познание для Рыб происходит через отождествление: субъекта и объекта,
человека и мира, человека и Бога: в триединстве познающего, познаваемого и
процесса познания, о котором говорит Коллингвуд. Через это триединство,
совершенное тождество слияния, проходит импульс рождения будущего. Если для
Водолея цель философии -- в чистоте отражения истины будущего, знак Рыб ставит
следующую задачу: чистота и цельность мысли дает возможность воплощения жизни.
Ключевая философская проблема Рыб -- проблема воли, осуществляющей это
воплощение: делающей свободу творения необходимостью. Гартман называет
бессознательную мировую волю основой всего сущего и источником движущих сил
развития, оставляя сознанию лишь роль ее орудия. Для Шопенгауэра воля -- также
центральное понятие философии и основа материального воплощения. В своей
главной работе "Мир как воля и представление" он пишет: "Субъекту познания
слово разгадки дано, это слово -- воля... Все тело -- не что иное, как
объективизированная или ставшая представлением воля".
Для Рикера центральная проблема философии -- волевая активность субъекта. И для
Шопенгауэра цель субъекта -- в разрушении той структуры, которую дает ему
отождествление с объективным миром, ради высвобождения импульса воли на новую
жизнь. Понятие воли у философа смыкается с самой жизнью, и непостижимое чудо
рождения будущего, доходящее до веры в человеческое бессмертие, слышится за его
утверждением: "Воле к жизни обеспечена жизнь". В более узком смысле воля творит
историю -- которая становится наиболее привлекательной для Рыб областью
исследований.
Импульс воли личности рождает будущее, и в этом -- смысл истории для Бердяева.
В историческом процессе он утверждает доминанту личного начала над безличным:
воли Марса, качества следующего знака Овна, над коллективным творчеством Урана
и предыдущего знака Водолея. Воля Марса воплощает в жизнь то, что сотворил в
невидимых сферах универсальный разум. Коллингвуд также мыслит ход истории как
осознание воли: "Познание самого себя означает познание того, что вы в
состоянии сделать... Ценность истории заключается в том, что благодаря ей мы
узнаем, что
|
|